Государственный экспортный контроль это комплекс мер, осуществляемых государством в целях установления контроля за международным передачами товаров, подлежащих такому контролю.
Одной из важнейших категорий таких товаров есть технологии, которые необходимы для разработки, производства или использования этих товаров. Недаром в Списках товаров, международные передачи которых подлежат государственному контролю, технология занимает отдельную позицию.
В международных режимах контроля под определения «технология» понимается специальная информация, необходимая для разработки, производства или использования продукта.
Разработка — связана со всеми стадиями работ до начала серийного производства. Она включает проектирование, исследования/анализ/концепции/данные проекта, сборку/тестирование образцов, пилотные производственные схемы, процесс превращения проектных данных в продукт, проектирование конфигурации, проектирование схемы компоновки, сборки, макетирование.
Производство — значит все фазы производства, в частности такие, как разработка, проектирование и конструирование изделия, изготовление, интеграция, сборка (установка), проверка, испытания, обеспечение качества.
Использование — эксплуатация, монтаж (в том числе монтаж на месте эксплуатации), техническое обслуживание (проверка), ремонт, капитальный ремонт, модернизация.
Технология, как специальная информация, представляется в виде технических данных, или технической помощи.
Технические данные — это проекты, планы, чертежи, схемы, диаграммы, модели, формулы, пособия и инструкции, размещенные на бумаге или других, в том числе и электронных носителях информации.
Техническая помощь включает в себя проведение инструктажей, предоставление консультаций, осуществление мероприятий с целью повышения квалификации, обучение, практическое освоение методов работы.
К определению «технология» относятся также общедоступная технология и фундаментальных научные исследования.
Общедоступная технология — это технология, сделана доступной для ее дальнейшего распространения без ограничений.
Фундаментальное научное исследование — это экспериментальная теоретическая работа, которая проводится прежде всего с целью приобретения новых знаний о фундаментальных принципах явлений или фактов, которые наблюдаются, и которая изначально не направлена на достижение конкретной практической цели или выполнения конкретной задачи.
Международная передача общедоступной технологии и фундаментального научного исследования не подлежит государственному экспортному контролю. При этом следует обратить внимание на то, что фундаментальное научное исследование, которое сначала направлено на достижение конкретной практической цели или выполнения конкретной задачи, контролируется в объеме контроля, предусмотренном для технологии.
Почему одной из главных задач экспортного контроля следует считать контроль за передачей технологий?
Ответ очевиден: появление в некоторой «горячей точке» оружия является опасностью само по себе, но появление в такой точке технологии, особенно высокой технологии, которая направлена на создание новых образцов вооружений, военной техники, или создание угрозы распространения оружия массового уничтожения, это опасностью не только регионального масштаба, это представляет угрозу для мира в целом.
Украина была и остается одной из стран мира, которая имеет мощный научно-технический потенциал в области разработки высоких технологий военного назначения и двойного использования, а также в сфере технического обслуживания и ремонта современных изделий военного назначения и изделий двойного назначения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в последнее время при экспорте товаров процентное соотношение между изделиями и технологиями увеличивается в сторону экспорта технологий.
В этом контексте возникает вопрос необходимость повышения эффективности государственной системы экспортного контроля Украины, которая на современном этапе своего развития делает приоритетным отстаивание национальных интересов Украины и, в то же время, выполнению своих международных обязательств в сфере нераспространения и экспортного контроля. При этом повышение эффективности государственной системы экспортного контроля Украины должно осуществляться не путем превращения ее в более «жесткую» систему, а сохранением эффективности базовых процедур экспортного контроля, направленных на обеспечение благоприятных условий для национальных экспортеров. В настоящее время общее количество национальных экспортеров товаров военного назначения и двойного использования составляет около 551 предприятий, учреждений и организаций Украины. Технология этими экспортерами может передаваться во многих случаях.
Среди таких случаев целесообразно выделить те, которые являются наиболее распространенными. Среди них:
- Передача технологии вместе с продажей изделия (оборудования);
- Передача технологии посредством соглашения о продаже, или лицензионного соглашения;
- Передача технологии при производстве с привлечением внешних ресурсов;
- Покупка оборудования или услуг от иностранных поставщиков, которые могут потребовать передачи информации об их применении;
- Передача технологии в процессе обучения специалистов;
- Передача технологии в процессе ремонта, тестирования, технического обслуживания оборудования.
Передача технологии контролируется согласно рекомендациям по контролю за технологиями, которые размещены в примечаниях (и связанных определениях) контрольного списка товаров соответствующих международного режима, и в соответствии с описанием в каждом разделе Списка. Технология, которая непосредственно связана с товаром определеним в Списке, подлежит такому же уровню проверки и контроля, как и сам товар в пределах, разрешенных национальным законодательством.
Порядком государственного контроля за международно передачами товаров двойного назначения, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины, определены общие подходы и особенности контроля в Украине за международными передачами технологий, связанными с товарами двойного использования, в зависимости от категории товаров двойного использования, а именно:
- товары, которые могут быть использованы в создании обычных видов вооружений, военной или специальной техники;
- товары, которые могут быть использованы в создании ракетного оружия;
- товары, которые могут быть использованы в создании ядерного оружия;
- товары, которые могут быть использованы в создании химического оружия;
- товары, которые могут быть использованы в создании бактериологического (биологического) и токсичного оружия.
Во всех этих случаях контроль не применяется к технологиям, которые являются общедоступными, фундаментальными научными исследованиями или с минимальной информацией, необходимой для подачи заявки на патент.
Следует обратить внимание на то, что разрешение на передачу изделий (оборудования) также дает разрешение на передачу тому же конечному потребителю минимума технологии («минимально необходимой технологии»), необходимой для установки, эксплуатации, технического обслуживания (проверки) и ремонта этого изделия (оборудования). Количество и объемы такого минимума ограничиваются информацией, приведенной в технической документации (паспорте, формуляре т.п.), которая специально разработана для конечного пользователя и поставляется с изделием (оборудованием).
Одновременно субъекту, при осуществлении деятельности, связанной с международной передачей технологии, необходимо учитывать, что экспорт технологии означает ее передачу иностранному субъекту не только за пределы Украины, а также ее передачу та кому субъекту без вывоза за пределы таможенной границы Украины.
Так в Законе Украины «О государственной контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования» определено:
экспорт — продажа или передача на иных законных основаниях товаров иностранным субъектам хозяйственной и иной деятельности с вывозом или без вывоза этих товаров за пределы таможенной границы Украины, включая реэкспорт товаров, в том числе:
- продажа или передача товаров в Украине посольству либо представителю любой юридическими ной лица иностранного государства, иностранцу или лицу без гражданства;
- продажа или передача в Украине или за ее пределами права управления (контроля) товарами соответственно юридическому лицу иностранного государства или его представителю, иностранцу или лицу без гражданства, в том числе через средства связи;
- раскрытие технологии иностранцу или лицу без гражданства;
- фактическая отгрузка товаров с целью последующей их передачи или перемещения за пределы Украины.
Наиболее распространенным случаем из вышеперечисленного может быть передача технологии на территории Украины иностранным специалистам, которые работают или проходят обучение на предприятиях и в организациях, учреждениях Украины.
При передаче технологии в некоторых случаях осуществляется переход имущественных прав и обязанностей по технологии между субъектами Украины и иностранными субъектами.
В связи с этим возникает вопрос защиты интеллектуальных прав украинских субъектов. С целью решения этого вопроса, нормативно-правовыми актами Украины установлено, что «внешнеэкономические договоры (контракты) об осуществлении экспорта технологий, в том числе как результатов соответствующих научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других видов работ, должны содержать положения об охране прав интеллектуальной собственности, или по определению объема и порядка перехода права этой собственности к другому лицу.
Важным остается также вопрос защиты интересов государства при передаче технологий, которые создавались за счет средств государственного бюджета. Этот вопрос урегулирован Законом Украины «О государственном регулирования деятельности в сфере трансфера технологий».
Кроме того, необходимо очень внимательно подходить к передаче технических данных (особенно технических данных, полученных в результате новых разработок) с точки зрения защиты государственной тайны.
Вышеперечисленные передачи технологий, в том числе украинскими экспортерами, по способам передачи можно условно разделить на «осязаемые» передачи и на «неосязаемые» передачи.
К «осязаемым» передачам относятся так называемые «физические» способы передачи. Есть такие способы передачи, при которых можно видеть в каком виде передается технология. Передача технических данных (проекты, планы, чертежи, схемы, диаграммы, модели, формулы, пособия, инструкции) осуществляется либо в бумажном виде либо на электронных носителях информации.
Передача в форме технической помощи относится к определенному объему информации, которая будет передаваться при проведении инструктажей, предоставлении консультаций, осуществлении мероприятий с целью повышения квалификации, обучения, практического освоения методов работы и т.д. Такой способ передачи позволяет определить содержание той информации, которая передается, и применить стандартную схему контроля за такой передачей: наличие товара — оформление разрешения на передачу — таможенное оформление этого товара.
Другой подход нужен при «неосязаемых» передачах технологий. Растущее использование Интернета и других электронных средств связи, распространение общения ученых, научных работников на международном уровне, предложения специалистами, владеющими контролируемой технологией своих услуг по использованию этой технологии на международном уровне — все это вместе с усилением угрозы терроризма обусловливает актуальность проблемы контроля за «неосязаемыми» передачами технологий.
«Неосязаемые» передачи технологий могут осуществляться с помощью электронных средств связи в форме технической помощи, на научных конференциях и семинарах и т.д.
Такая передача не всегда позволяет на момент ее совершения определить содержание той информации, которая передается. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что такой способ передачи технологии контролируемого не отменяет процедуры государственного контроля и получения соответствующего разрешительного документа.