We are always
here to help

+38 (067) 504 20 79, +38 (067) 402 15 78
office@friedman.com.ua

Получить консультацию

Торчащие уши силовиков: проблемы нашли в законопроекти о товарной контрабанде

24.05.2021

О криминализации контрабанды, сомнительные нормы законопроекту №5420 и их последствия для бизнеса. Вчера состоялась рабочая встреча, на которой рассматривали законопроект №5420.

   1. Все эксперты и представители бизнеса сошлись во мнении, что наиболее неприемлемой и угрожающей для каждого предприятия, работающего в сфере внешнеэкономической деятельности, является предлагаемая норма о недостоверное декларирование. Она сконструирована таким образом, что любая таможенная декларация может стать основанием для уголовного производства.

Уголовно наказуемым предлагают сделать, например, непредоставление при таможенном оформлении точных и достоверных сведений о товарах, если из-за этого не уплачены таможенные платежи в размере 147 550 гривен (по состоянию на 2021).

Как известно из практики применения статей Таможенного кодекса об ответственности за нарушение таможенных правил, в таможенный орган и у декларанта всегда были, есть и будут разные субъективные взгляды на таможенную стоимость, код товара, страну происхождения и т.д., то есть на то, полные и правильные сведения указаны в таможенной декларации. Всегда будут споры и судебные споры по определению таможенной стоимости, есть и большое количество дискуссий по определению кода товаров, когда таможня, как правило, определяет тот код, на который предусмотрена более высокая ставка пошлины, и тому подобное. Если же эта норма о недостоверное декларирование станет преступлением в соответствии с УК, то таможенник будет заниматься не таможенным оформлением товаров, а изыскания причины «придраться» к тому или иному пункту в таможенной декларации.

Ведь если он этого не сделает: не увеличит таможенную стоимость, не поставит под сомнение код, вес, страну происхождения и т.д. — его действия могут быть квалифицированы по этой же статье, как содействие в недостоверным декларированием, за что предлагают предусмотреть наказание в виде лишения свободы от 7 до 11 лет .Не возникает сомнения, что таможенник, чтобы вдруг кому-то не «помочь» и не стать обвиняемым в уголовном производстве, будет в каждой таможенной декларации ставить под сомнение каждый пункт, который влияет на уплату таможенных платежей.

   2. Широкое беспокойство вызывает и то, что досудебное расследование этих дел предлагают предоставить налоговой милиции, восстанавливая ее полномочия и фактически легализовуючы ее не у полной мере законный статус на сегодня. В дальнейшем же этим должен заниматься БЭБ. Тот, который пока существует в виде постановления КМУ на пол страницы. А относительно нормы о расследовании этих преступлений налоговой милицией до ее ликвидации, отмечу следующее: как известно, нет ничего более постоянного, чем временное …

   3. Кто от этого выиграет?
Ответ очевиден: первый бенефициар (и по совместительству неявный автор этих норм) — правоохранители! Они получат неограниченные возможности уголовно-правового давления на каждое предприятие и в очередной раз всех таможенников «подвешивают на крючок». Второй возможный бенефициар — владельцы таможенных терминалов и складов хранения. Ведь сроки таможенного оформления существенно увеличатся, декларанты во избежание ошибок отправителя будут обзоры и выигрышем товаров делать и поштучно все перечислять. В них теперь на будет права на ошибку! Все ходить под статьей, независимо от наличия умысла. К тому же изъятые товары с целью обеспечения последующей конфискации, в качестве дополнительного наказания, до завершения расследования и до вступления приговора в законную силу надо где-то хранить. А факту производства можно годами расследовать.

   4. Представители Общественного совета при Минфине и Государственной таможенной, а также представители Европейской Бизнес Ассоциации, Американской торговой палаты в Украине, Ассоциации таможенных посредников Украины, Ассоциации налогоплательщиков Украины, эксперты Министерства финансов, которые принимали участие в заседании, были почти единодушны в выводах относительно опасности таких норм данного законопроекту, для добродетельного и добросовестного бизнеса. Как было правильно отмечено, «он содержит много рисков и наделает больше вреда, чем ожидаемая от него польза».

   5. Общее мнение всех экспертов заключается в том, что на первом этапе, пока БЭБ еще не создан, но пока он будет создаваться и начинать досудебные расследования, учиться их расследовать, можно поддержать криминализации незаконного перемещения подакцизных товаров, продискутувавшы при этом со специалистами в области уголовного права, с учеными, с профильными общественными и бизнес-организациями порог уголовной ответственности и стоит относить к предметам такого преступления транспортные средства личного использования.

   6. В части криминализации контрабанды товаров широкого потребления, эксперты указывают на довольно неудачную редакцию предлагаемой статьи Уголовного кодекса, причем неудачную в различных ее аспектах.Перш всего, в части порога уголовной ответственности, который является необоснованно низким — 113 500 грн стоимость предметов контрабанды, что означает около 35 тыс грн неуплаченных таможенных платежей, рассчитанных по самым высоким ставкам. Таможенные платежи, как известно, являются налогами в соответствии со статьей 9 Налогового кодекса Украины.

В то время, как в статье 212 УК «уклонение от уплаты налогов» порог уголовной ответственности за уклонение от уплаты тех же налогов составляет 3 млн 405 тыс неуплаченных налогов. Предлагаемый порог для преступления «контрабанда товаров» неприемлемо и по своей правовой природе — это должно быть не стоимость предметов преступления, а размер неуплаченных таможенных платежей.

Вторых, следует полностью пересмотреть санкции предлагаемой нормы. Приведу пример, по части 2 статьи 201-2 предлагается такое наказание: штраф 850-1,2 млн или лишения свободы на срок от 5 до 10 лет. Это огромная дискреции для правоприменительных органов, которая дает им право по собственному усмотрению определять, кому просить назначить наказание в виде штрафа, а кому в виде лишения свободы на 10 лет! Такая неоправданная дифференциация крайне субъективной и есть коррупциогенных фактором! Думали, что это от юридической неосведомленности так написали? Но наши эксперты четко установили, для чего это делается и почему наказание за одно и то же деяние предлагается определить от штрафа до 10 лет лишения свободы. Наличие в санкции статьи наказание в виде лишения свободы на длительный срок, делает это преступление тяжким или даже особо тяжким, а это, в свою очередь, в соответствии с УПК позволяет правоохранителям беспрепятственно применять весь спектр негласных следственных действий и длительное время «документировать», прослушивать и т.д. предпринимателей.

   7. Консолидированная позиция — законопроект №5420 нуждается в существенной доработке , некоторые нормы в нем категорически не приемлемы, а другие концептуально поддерживаются, но должны быть существенно доработаны.

   8. Принимать закон с нормой об уголовной ответственности за неполное или неточное декларирование, с которой торчат уши силовиков в ожидании их массового мероприятия на таможенные посты и давления на бизнес с новыми полномочиями — это преступление против всего украинского бизнеса!

Татьяна Острикова

mdoffice.com.ua

Свежие новости раздела