Государственной фискальной службой разработаны документы для ограничения полномочий Энергетической таможни и последующей ее ликвидации.
В 2011 году руководством Министерства доходов и сборов Украины (Азаров, Клименко,Хорошковский и Калетник) была ликвидирована Энергетическая региональная таможня. Вопросы оформления энергоносителей были переданы всем таможням по Украине. При Киевской региональной таможне был создан пост «Киев-энергетический». Однако он занимался только вопросами таможенного оформления газа, электроэнергии, и нефтепровода. Система таможенного контроля была разрушена.
Все другие энергоносители оформлялись во всех других таможнях. При этом централизованный контроль над количеством, стоимостью и качеством энергоносителей никто не проводил. У работников таможенного поста «Киев-энергетический» не было даже полномочий и доступа к общей базе данных – что оформлялось по Украине.
Общий негативный эффект и потери госбюджета за время, в которое Энергетическая таможня не функционировала, составили более 3 млрд долларов США в ценах 2011 – 2014 гг. В 2015 году централизованный контроль над перемещением энергоносителей на территории Украины был восстановлен, начала работать Энергетическая таможня. За непродолжительное время таможней было восстановлено единые подходы к определению и контролю таможенной стоимости всех энергоносителей и продолжительности процедур таможенного контроля. Было выявлено и ликвидировано ряд системных нарушений законодательства во время таможенного контроля и оформления энергоносителей в предыдущие годы.
Так, согласно 259 ст. Таможенного кодекса Украины, в обязательном порядке при ввозе на территорию Украины энергоносителей, отнесенных к подакцизной группе товаров, должна была предоставляться «предыдущая декларация» и вноситься финансовый залог.
Однако, в течение предыдущих лет и до восстановления работы Энергетической таможни в 2015 году, указаны нормы закона не выполнялись, предыдущие декларации не подавались и как следствие – обязательный предварительный анализ системой рисков ввоза акцизной продукции не проводился, что создавало условия для значительных злоупотреблений.
При этом отсутствие централизованного контроля во время правления предыдущей власти не только значительно ослабило основы экономической и энергетической безопасности государства, но еще и позволило реализовать преступные схемы с энергоносителями (так называемые «схемы Курченко»). Прикрываясь таможенными режимами, с использованием таможенных складов в различных таможнях, без таможенного оформления и уплаты средств в бюджет энергоносители реализовывались на территории Украины.
Так, в 2012 г. в режиме «таможенный склад» было ввезено и якобы вывезено опять же за пределы Украины 312,5 тыс. т бензинов и дизельного топлива, а уже в 2013 г. и в январе-феврале 2014 г. было фактически «утоплено» с использованием указанных схем 1,97 млн т бензинов и дизельного топлива. В случае законного оформления указанных объемов только в 2013 г., в бюджет страны должно было поступить 6,3 млрд грн в ценах и курсах валют того времени. Отсутствие централизованного контроля в предыдущие годы и то, что энергоносители оформляли все таможни, привела к тому, что ряд таможен даже не выполняли приказ Министерства финансов от
30.05.2012 г. № 629 «Об осуществлении фактического контроля над энергоносителями» в части создания зон таможенного контроля и фактического контроля узлов учета перемещения энергоносителей. Были созданы условия для бесконтрольного перемещения энергоносителей.
Возможность оформления энергоносителей в различных таможнях, без централизованного контроля позволяла субъектам хозяйствования в сговоре с местными таможенниками и под давлением отраслевых монополистов, а также местных олигархов проводить таможенное оформление по заниженным таможенным стоимостям, не в полной мере, без предоставления полного пакета необходимых документов, что приводило к непоступлению многомиллионных средств в бюджет.
Отсутствовала единая система подхода к определению и проверке таможенной стоимости энергоносителей.
MDOffice
Свежие новости раздела