We are always
here to help

+38 (067) 504 20 79, +38 (067) 402 15 78
office@friedman.com.ua

Получить консультацию

Если украинская компания импортирует товары и при этом уплачивает нерезиденту какие-либо лицензионные платежи, она попадает в план проверок ГФС.

14.12.2016
Почему? Что же будут проверять? — спросите вы.
Проверять будут включение таких лицензионных платежей в таможенную стоимость импортированных товаров на основании приказа Министерства финансов Украины №524 от 02.06.2015, которым урегулирован порядок составления плана проверок налогоплательщиков.
Эта проблема становится еще более актуальной для международных компаний и их украинских «дочек». Дочерние предприятия систематически импортируют на территорию Украины брендовую продукцию, произведенную материнской компанией.
Товары сами не продаются и для их продвижения, и для построения бренда компании проводят различные маркетинговые мероприятия. Это предполагает использование торговой марки на буклетах, витринах фирменных магазинов, стендах и т.п. Как правило, права на такую торговую марку зарегистрированы на материнскую компанию. Дочерние предприятия, которые используют такую торговую марку, платят за это лицензионные платежи.
Документально все это оформляется лицензионным договором и актом приема-передачи. Чтобы не писать договор под каждое маркетинговое мероприятие в лицензионном договоре предусматривается возможность использовать торговую марку на любых носителях, которые необходимы для достижения целей хозяйственной деятельности.
Таким размытым предметом лицензионного договора обычно и пользуются отделы таможенного аудита ГФС. Фискалы проводят проверку и говорят, что перечисляя лицензионные платежи нерезиденту, украинское предприятие тем самым платило за использование торговой марки на импортированных товарах. После этого лицензионные платежи включаются в таможенную стоимость импортированных товаров и предприятие получает налоговые уведомления-решения на доначисленную таможенную пошлину и НДС.
И, к сожалению, это не фантазии юристов. Похожая ситуация произошла и с одной из известных сетей магазинов одежды — «O’STIN», которая получила налоговое уведомление-решение на более чем 1 миллион гривен. В суде им удалось отстоять свою позицию и отменить доначисления.
Были такие кейсы и в нашей практике. Например, украинская компания — эксклюзивный импортер строительных материалов обратилась сразу после получения запроса отдела таможенного аудита о предоставлении документов, все претензии фискалов нам совместно удалось отбить еще до назначения и проведения проверки.
Для недопущения таких доначислений разберемся как и когда лицензионные платежи должны включаться в таможенную стоимость импортного товара.
Три условия, при соблюдении которых лицензионные платежи включаются в таможенную стоимость товара:
1. Лицензионные платежи относятся к импортированным товарам.
Это означает, что лицензионные платежи включаются в таможенную стоимость, если они уплачиваются за использование торговой марки именно на импортированных товарах. Это можно установить из предмета лицензионного договора и актов приема-передачи услуг по такому договору. Максимально детально описывайте в этих документах за какое именно использование торговой марки уплачиваются лицензионные платежи. Это позволит доказать факт того, что уплаченные вами лицензионные платежи не имеют отношения к импортному товару.
2. Покупатель (импортер) уплачивает лицензионные платежи прямо или опосредованно как условие дальнейшей продажи импортированных товаров. При этом необязательно, чтобы это ограничение содержалось непосредственно в импортном контракте, оно может быть предусмотрено законодательством.
С ограничениями на дальнейшую продажу в контракте все более или менее понятно. Оно либо есть, либо его нет.
А вот с запретами в законодательстве все не так однозначно. Здесь необходимо обращать внимание на исчерпывание прав интеллектуальной собственности. Для торговых марок: если брендовый товар уже введен в гражданский оборот собственником торговой марки (или по его согласию), то собственник не имеет права запрещать дальнейшую перепродажу таких товаров (ст.16 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»). Поэтому, если контрактом не установлено другое, есть все основания считать, что при поставке на территорию Украины брендового товара собственником торговой марки, права на такую торговую марку исчерпываются (в отношении этой конкретной партии товара). В таком случае второе условие включения лицензионных платежей в таможенную стоимость импортных товаров также не будет выполнятся.
3. Сумма лицензионных платежей не включена в контрактную цену импортированного товара.
Обычно в импортных контрактах никто не пишет о том включаются ли какие-либо лицензионные платежи в цену товара. Все правильно полагают, что покупая товар той или иной торговой марки, мы платим и за товар, и за торговую марку. Но отделы таможенного аудита часто считают совсем по другому. Поэтому как можно детальнее раскрывайте в контракте структуру цены товара. Это положение поможет опровергнуть необоснованные претензии со стороны ГФС.
Лицензионные платежи включаются в таможенную стоимость импортных товаров только при соблюдении всех этих трех условий.
Подводя итоги, рекомендации импортерам:
— максимально четко формулируйте предмет лицензионного договора и актов приема-передачи услуг к таким договорам. Не должно возникать никаких сомнений в том, что перечисленные нерезиденту лицензионные платежи не относятся к импортированным вами брендовым товарам;
— предусмотрите в импортном контракте положение о том, что продавец не устанавливает ограничений либо дополнительных условий для дальнейшей продажи брендовых товаров на территории Украины;
— распишите в контракте более детально структуру цены брендового товара и укажите, что в нее уже включены все платежи, связанные с нанесением и использованием торговой марки на импортном товаре.
MDOffice

Свежие новости раздела