We are always
here to help
Либерализация международной торговли в послевоенные годы значительно активизировала деловые поездки промышленников и предпринимателей в зарубежные страны с целью продвижения продукции на внешние рынки, а также временное перемещение образцов предлагаемых товаров, средств рекламы и т.п.
Возникшая объективная потребность международного урегулирования временного ввоза грузов в другие страны на льготных условиях, привело к созданию блока международно-правовых документов, среди которых, прежде всего, следует отметить Таможенную Конвенцию о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров (Конвенция A.T.A.), подписанную в Брюсселе 6 декабря 1961 года под эгидой Совета Таможенного Сотрудничества.
Этим международным соглашением:
введен карнет A.T.A. — единый международный таможенный документ, который принимается таможенными органами стран — участниц Конвенции как таможенная декларация и вместе с тем как международная гарантия покрытия сумм ввозной пошлины и налогов согласно национального законодательства в случае нарушения режима временного ввоза;
действие карнета A.T.A. распространено на товары, которые ввозятся на основании ранее заключенных международных соглашений о временном ввозе: на коммерческие образцы, рекламные материалы, профессиональное оборудование, товары и оборудование для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях и подобных мероприятиях;
предусмотрено создание международной сети ассоциаций, которые выдают карнеты A.T.A. и гарантируют уплату таможенным органам страны, в которой они созданы, сумм импортных пошлин и любых других сумм, подлежащих уплате в случае невыполнения условий временного ввоза или транзита товаров.
Сокращение «A.T.A.» — это комбинация аббревиатур французских слов «admission temporaire» и английских «temporary admission». В последнее время более употребительным является сокращение «ATA» (без точек).
В условиях дальнейшего развития международных связей не только в коммерческой, а и в научно-технической, культурной, спортивной, гуманитарной и других сферах, необходимость в новых видах временного ввоза по упрощенной таможенной процедуре решалась заключением отдельных международных таможенных конвенций. Общее их количество в конце 80-х годов прошлого века достигла пятнадцати. Считая, что ситуация с увеличением количества разрозненных международных таможенных конвенций относительно временного ввоза товаров является неудовлетворительной, Совет Таможенного Сотрудничества (CTC) — предшественник Всемирной Таможенной Организации (WCO) — при участии Международной торговой палаты (ICC) разработала проект единой комплексной Конвенции о временном ввозе, объединившей все существующие разрозненные международные соглашения по этим вопросам. Эта Конвенция была принята 26 июня 1990 года в городе Стамбуле.
Инкорпорировав в себя текст Брюссельской Конвенции, Стамбульская Конвенция значительно расширила перечень товаров и целей временного ввоза, в том числе включила в него транспортные средства, которые охватываются карнетами (книжками) CPD.
Этот перечень содержится в двенадцати приложениях к Конвенции:
Приложение B.1 относительно товаров, предназначенных для показа или использования на выставках, ярмарках, встречах и подобных мероприятиях;
Приложение B.2 относительно профессионального оборудования;
Приложение B.3 относительно контейнеров, поддонов, упаковки, образцов и других товаров, которые ввозятся в рамках торговой операции;
Приложение B.4 относительно товаров, которые ввозятся в рамках производственной операции;
Приложение B.5 относительно товаров, которые ввозятся с учебной, научной или культурной целью;
Приложение B.6 относительно личных вещей лиц, которые путешествуют, и товаров, которые ввозятся для спортивных целей;
Приложение B.7 относительно материалов для пропаганды туризма;
Приложение B.8 относительно товаров, которые ввозятся в рамках приграничного оборота;
Приложение B.9 относительно товаров, которые ввозятся с гуманитарной целью;
Приложение C относительно транспортных средств;
Приложение D относительно животных;
Приложение E относительно товаров, которые ввозятся с частичным освобождением от ввозной пошлины и налогов.
Согласно процедуре, при подписании (ратификации) Стамбульской Конвенции каждая Договорная сторона должна обязательно присоединиться к Приложению A «О документах на временный ввоз (книжки ATA, книжки CPD)» и по крайней мере еще к одному из вышеназванных Приложений. Право выбора конкретных Приложений к Конвенции дает возможность стране-участнице ограничить на собственное усмотрение перечень товаров, которые временно ввозятся на ее таможенную территорию, или вывозятся в другие страны-участницы.
Присоединение к Стамбульской Конвенции не означает, что страна автоматически становится участницей международной системы ATA. Для обретения такого статуса необходимо:
По согласованию с таможенными органами страны признать на государственном уровне ассоциацию, которая будет выдавать в стране карнеты ATA и будет выступать гарантом уплаты таможенным органам страны, в которой она создана, ввозной пошлины и налогов в случае нарушения режима временного ввоза с использованием карнетов ATA, выданных корреспондентами других стран. Как свидетельствует мировая практика, в подавляющем большинстве стран такими ассоциациями признаются национальные или столичные торгово-промышленные палаты.
Приобрести через определенную организацию-гаранта членства в международной сети гарантирующих ассоциаций, которая администрируется Советом по вопросам карнетов ATA (WATAC — World ATA Carnet Council) Всемирной Федерации Палат (WCF) при Международной торговой палате (ICC). Ныне эта сеть объединяет национальные гарантирующие ассоциации 65 стран мира.
Украина присоединилась к Стамбульской Конвенции о временном ввозе в июне 2004 года согласно Закона Украины от 24.03.04 № 1661-IV.
Распоряжением Кабинета Министров Украины от 31.12.04 № 988-р и Порядком выдачи книжек (карнетов) A.T.A., утвержденным постановлением Кабмина от 29.11.06 № 1654, полномочия выступать гарантирующей организацией, выдающей в Украине книжки (карнеты) ATA, предоставлены Торгово-промышленной палате Украины.
ТПП Украины может делегировать полномочия относительно выдачи книжек (карнетов) ATA региональным торгово-промышленным палатам, оставаясь при этом единой гарантирующей организацией в Украине.
Со вступлением ТПП Украины в международную сеть гарантирующих ассоциаций Украина с 1 марта 2008 года стала 65-й страной в мире, которая ввела на своей таможенной территории оборот карнетов ATA.
Следует заметить, что использование карнетов ATA при временном ввозе товаров не является обязательным. Т.е., декларант самостоятельно решает — воспользоваться ему карнетом ATA или пройти процедуры таможенного оформления товаров по национальным правилам стран назначения и транзитных стран.
Но преимущества использования карнетов ATA довольно существенные:
Освобождение от уплаты ввозной пошлины, таможенных сборов и налогов при временном ввозе товаров на срок до одного года. Нет необхолимости предоставлять какой-либо денежный залог, депозиты, банковские гарантии как обеспечение уплаты таможенных платежей, поскольку сам карнет ATA является такой международной гарантией. Получатель карнета ATA оплачивает только услуги организации, его выдавшей.
Исчезает потребность заполнения национальных таможенных документов непосредственно в каждом пункте пропуска через таможенную границу, поскольку карнет ATA заполняется заранее и содержит отрывные листы для таможенных органов каждой страны-участницы, таможенная граница которой пересекается.
Одной книжкой ATA груз может быть оформлен для временного ввоза (транзита) в (через) несколько стран-участниц системы ATA.
Товары, охваченные карнетом ATA, могут вывозиться и возвращаться одной или несколькими партиями.
Благодаря этим преимуществам карнеты ATA интенсивно используются во многих странах мира.