We are always
here to help

+38 (067) 504-20-79, +38 (044) 209-12-83

office@friedman.com.ua

Получитьконсультацию

СДАМ В АРЕНДУ таможни. НЕДОРОГО

01.12.2015
Маниакальная идея «сдачи таможни в аренду иностранцам» не является новой в украинском психиатрии (зачеркнуто) политикуме. Однако к 2014 году эта идея была сугубо маргинальной, уровня «а вот болгары всех своих таможенников выгнали и позвали английских варягов». Всерьез о «таможенный аутсорсинг» заговорила только действующая украинская власть.
И именно при действующей власти по крайней мере один из претендентов на митинг арендатора, а именно английский частная фирма Сrown Agents начала отхватывать лакомые кусочки от украинского грантов-бюджетного пирога. В Украине эта компания уже участвует минимум в двух оплачиваемых проектах публичного характера - реформирование законодательства о государственных закупках с требованиями ЕС, и централизованные закупки лекарственных средств. Обеими проектами по стороны украинского правительства занимается Министерство экономики, во главе которого стоит айварас абромавичюс (тоже не совсем автохтонный украинец). И именно Абромавичус первым из украинских чиновников высшего уровня публично высказался в поддержку идеи по привлечению «иностранных консультантов». Арсений Петрович подхватил мантру о «эксперимент по аренде таможен» несколько позже.
«Совпадение? Нэ думаю! »(С)
Ниже я попытаюсь изложить подборку фактов и цитат о деятельности частных иностранных «консультантов», «советников» на таможнях других стран, и о плачевных последствиях, к которым привела их деятельность. Выводы же позволю делать читатель ...
В одном из сообщений на официальном сайте ДФС Сrown Agents рекламируется как "компания, работающая более чем 100 странами мира и уже создала такие мощные государственные институты как Таможенная система Анголы, реорганизовал Центральные медицинские склады Замбии и систему уплаты налога на добавленную стоимость Королевства Лесото ». В Африку мы еще дойдем позже, а пока посмотрим на опыт аутсорсинга таможни в Болгарии и Албании, которые значительно ближе к нам как географически, и сходные по таможенно-экономической проблематикой.

Албания

В 2013 году правительство этой страны подписал соглашение по привлечению иностранных консультантов к совершенствованию таможенной деятельности - на общую сумму 8500000. Евро. За первый год этого соглашения правительство оплатило консультанту за предоставленные услуги 4200000. Евро. При этом, только на автомобили для иностранных наемников было потрачено 400 000 евро. Контрактом предусматривалось, что в результате «таможенного аутсорсинга» консультанты увеличат поступления от таможенных платежей на 1% ВВП страны. Однако, эти ожидания не оправдались. По данным албанского Минфина фактические поступления импортных налогов составили на 3,5% меньше, чем было запланировано.
Начале 2015 года по письме к МВФ Албания открыто признала, что привлеченные иностранные консультанты не смогли обеспечить рост объемов импортных налогов. Как следствие, правительство Албании в августе 2015 определился, что не будет продлевать контракт с британскими консультантами на следующий год.
Следует отметить, что албанцы в конце концов снова наступили на те же грабли. До реформы таможни и предоставления услуг «аутсорсинга» привлекли некую грузинскую компанию «Reformatics». Но это уже совсем другая история ...

Болгария

Частная иностранная компания предоставляла консультационные услуги таможенной администрации Болгарии с 2001 года. Услуги иностранцев платились непосредственно из кармана болгарского налогоплательщика. Контракты с иностранными «помагайламы» сначала были засекречены. Однако, в 2009 году болгарское правительство приняло решение опубликовать тексты двух заключенных контрактов - для большей прозрачности государственных финансов. Как оказалось, совокупная стоимость услуг британских наемников по обоим контрактам стоила болгарской казне почти 22 миллиона фунтов стерлингов. При этом, большая часть этой приличной суммы пошла на зарплату самым британцам. Например, заработная плата главного британского консультанта составила более 16 тыс. Фунтов в месяц, а клерк, который стоял над душой у болгарских таможенников в составе так называемых «мобильных групп», получал 7,5 тыс. Фунтов в месяц.
Принимая во внимание сравнительно небольшую (по меркам ЕС) среднюю зарплату в Болгарии, разумеется опубликованные контракты вызвали большой общественный резонанс ... Министр финансов страны господин Дянков отметил, что услуги британцев достаточно дорогими, в то время как Болгария имеет собственных профессиональных работников, которые смогут изменить таможню к лучшему.
Но главной причиной нежелания пользоваться услугами иностранцев стало даже не пустая трата государственных средств. Как объяснили болгарские высшие чиновники, британские консультанты не смогли предоставить вразумительный ответ на вопрос болгарского премьера Бойко Борисова о том, почему несмотря на высокомерные советы и немалые гонорары, коррупция в болгарской таможни продолжает цвести буйным цветом. На что британцы ответили, что у них нет анализа коррупционных источников в Таможенном агентства Болгарии, но не они не могут объяснить многочисленные случаи коррупции, которые были обнаружены болгарскими правоохранителями. Лидер британских консультантов оправдывал себя: «У меня нет властных рычагов. У меня нет полномочий приказывать людям выполнять наши рекомендации Это не наша работа непосредственно контролировать выполнение того, что мы рекомендовали ". Однако, болгарское правительство наверняка решил, что ему не нужны консультанты, которые не готовы нести ответственность за наконсультоване. Министр финансов Болгарии официально заявил, что контракт с внешними консультантами по предоставлению практической помощи заканчивается в июне 2010, но не будет пролонгирован.

А что на это скажет ВТО?

А Всемирная таможенная администрация свое мнение по этому поводу уже выразила, и не раз. Во время соответствующих многочисленных рабочих мероприятий (которые в основном проводились в странах Африки) руководящие эксперты ВМО постоянно подчеркивали, что недопустимо, чтобы частные компании выполняли функции именно таможни как государственного органа (например, обзоры, таможенная оценка, контроль классификации и происхождения и т.п.). В 2014 году ВТО утвердила т.н. Ниамейську декларацию, призывающую правительства работать над отменой действующих контрактов с частными специализированными компаниями, и, чтобы таможенные администрации брали на себя полную и полную ответственность за осуществление государственной таможенного дела. Не обошел эту тему в своей докторской диссертации и сам генсек ВМО, достопочтенный господин Кунио Микурия.
Господин Микурия отмечает, что в результате неолиберального экономического подхода правительства некоторых развивающихся стран, в 80-х гг. 20-го столетия приняли ошибочное решение делегировать исконные таможенные функции (включая определение размера таможенных платежей) частным компаниям в рамках так называемых «Предотгрузочной инспекций» (PSI). Из-за слабости национальных таможенных администраций, в этой противоречивой меры прибегли около 30 стран. Однако, поняв, что неконтролируемая «приватизация таможни» не приносит ожидаемых результатов в виде повышения эффективности таможенной деятельности, многие из этих государств отказались от наемных «аутсорсеров». Исследование опыта таких стран, были в свое время проведены ВМО, показали очень противоречивые результаты по (не) возможности иностранных пришельцев как повысить уровень налоговых поступлений, так и повысить эффективность работы таможни. При этом, частники фактически не передавали африканским таможенникам ни опыта, ни знаний, ни технологий. Фактически, неоправданное привлечение частного сектора таможенного дела привело к долгосрочной зависимости недоразвитых африканских стран от контрактов с иностранными «помощниками».
В то же время, национальные таможенные службы государств, прибегли к «таможенного аутсорсинга», лишены присущих им функций, понемногу деградировали. Следовательно, страны, нашли таки в себе мужество избавиться иностранно-консультантськои присоски, столкнулись с тем, что для восстановления полноценной работы национальной таможни нужны деньги, и немалые. Например в 2015 году, для того, чтобы восстановить после способность таможенной службы Ганы проводить тарифную классификации товаров после господства «частников», ВМО и особенно таможенная администрация Японии были вынуждены предоставлять целевую спонсорскую помощь правительства этой страны.
Нигерийская же таможенная служба отказалась от услуг иностранных компаний еще с начале 2013 года благодаря волевой позиции администрации президента Джонатана Гудлака. Как было метко сказано нигерийскими экспертами: «Если какая-то страна легкомысленно делегирует основные таможенные услуги частным компаниям, такая страна должна одновременно вообще разогнать свою таможенную администрацию. Ведь никто не может управлять морским судно лучше, чем капитан, в то время как даже самый лучший в мире пилот терпит фиаско, став за руль корабля ».
Народная мудрость гласит «Мудрец учится на чужих ошибках. Умный человек учится на ошибках своих. А дурак никогда и ничему не учится ». Африканцы и восточноевропейские коллеги наконец научились по крайней мере на своих ошибках. Апологеты же «сдачи таможен в аренду иностранцам» уверенным строевым шагом идут в направлении бережно подставленных грабель. По приведенным выше в пословице критерием, некоторые украинские нелепые деятели и псевдоэксперты является феерическими дебилами. Или же просто предателями и изменниками. Выбирайте, что кому нравится.
И все же - с надеждой на лучшее и уважением к настоящим Таможенников!
MDOffice

Свежие новости раздела