We are always
here to help

+38 (067) 504-20-79, +38 (044) 209-12-83

office@friedman.com.ua

Получитьконсультацию

Пока по-старому: Когда реформируют таможню?

06.10.2015
Обещанных реформ на таможне пока нет, а бизнес прямо обвиняет таможенников в коррупции
Одним из основных обещаний Михеила Саакашвили в качестве главы Одесского региона стала реформа таможни, из-за коррумпированности и непрозрачности работы которой область и страна в целом теряет миллионы гривен дохода. Саакашвили вступил на свой пост в конце мая, но реформа таможни по сей день так и не состоялась, а информационное пространство Украины периодически взрывают новости о скандалах, связанных с Одесской таможней. Как обстоят дела в этом вопросе сегодня и когда ждать реформ, разбирался спецкор 112.ua.

Саакашвили VS Яценюк

Якобы получив карт-бланш на проведение пилотных реформ и проектов в Одесском регионе от президента Украины, экс-глава Грузии анонсировал ряд системных изменений - это и сокращение числа чиновников ОГА, и запуск единого центра админуслуг, и работа таможни по мировым стандартам. Реформа Одесской таможни, которая за полтора года сменила около десятка начальников, предполагала компьютеризацию работы, значительное сокращение времени оформления грузов, прозрачную схему взаимодействия между должностными лицами и экспедиторами. Еще одним ноу-хау, обещанным жителям Одесской области, стали отчисления части средств от дохода таможни на ремонт дорог региона, которые пребывают, мягко говоря, далеко не в лучшем состоянии. Такое решение принял премьер-министр Украины Арсений Яценюк в июне. Однако уже на этом этапе произошел грандиозный скандал, который вылился во взаимные обвинения во вранье, коррупции и саботаже реформ.
Так, в конце августа Саакашвили публично заявил, что киевские власти в ручном режиме уводят из Одесской таможни грузы, из-за чего регион теряет сотни миллионов прибыли, которые должны были пойти на ремонт трассы международного значения Одесса - Рени.
"Что происходит сейчас на таможне? После того как вы объявили об этом решении, первое, что было сделано ГФС - это энергетическую таможню увели из Одессы. Это означает 28% доходов таможни. Одновременно резко были увеличены планы - на 20%, по-моему, на растаможивание. И в результате мы получили ситуацию, когда только в июле, после того как мы объявили, что 50% остается, 400 миллионов гривен увели из таможни. Причем, надо констатировать, что это делается в ручном режиме", - негодовал Саакашвили.
Арсений Яценюк отреагировал на обвинения заявлением, что вопрос украинской таможни будет тщательно рассмотрен и сделаны соответствующие выводы, в том числе кадровые изменения. В результате своего поста лишился Константин Ликарчук, который в свое время открыто заявлял о саботаже реформы таможни на уровне главы Государственной фискальной службы в лице Романа Насирова. Обвинял именно Насирова и Саакашвили.
Еще одним поводом для громкого скандала стало недавнее подписание Арсением Яценюком постановления Кабмина № 724, по условиям которого товары теперь начали растаможивать по заранее определенной ГФС цене. Действительно, еще в начале сентября премьер-министр заявил, что фискальная служба установит единый стандарт растаможивания товаров. "Таможня остается коррумпированной. И причина этого - каждая область определяет, на каких условиях растаможивать тот или иной товар", - говорил премьер.
Тогда Саакашвили поддержал инициативу Кабмина, назвав ее победой и прорывом в данном вопросе. Но после подписания постановления губернатор выступил с резкой критикой, обвинив правительство в сохранении коррупционных схем на украинских таможнях и фактической парализации оформления грузов.
"Этим постановлением обязывают бизнес растаможивать свой груз по ценам ГФС. Но ведь проблема была в том, что цены растаможки кардинально отличаются по разным регионам. Мы заявляли, что груз должен оформляться по цене договора, как и во всех развитых странах. Но если эту цену определить невозможно, то по рекомендации ВТО может использоваться так называемый резервный метод. Именно этот метод был рычагом махинаций на таможне, когда таможенник мог лично поторговаться с импортером о приемлемой цене. Мы настаивали, что определение цены по резервному методу не может отличаться между регионами в 5 раз, и предлагали уже апробированный международным сообществом подход. А они хотят решить эту проблему, просто подогнав все товары под одну гребенку", - написал Саакашвили на своей странице в Facebook, подчеркнув, что нововведение противоречит международным нормам.
Насиров разъяснил принятую инициативу необходимостью анализа и оценки рисков относительно подачи декларантом недостоверных сведений, в том числе и относительно таможенной стоимости товаров. "При этом использование этого инструмента - лишь рекомендация для сотрудников ГФС, а не категорический приказ", - отмечал Насиров. Он подчеркнул, что основой для определения таможенной стоимости остается контрактная цена, а резервный метод (индикативы) применяется только в исключительных случаях, заявив, что это правильная инициатива, которая позволит навести порядок на таможне.
Однако негативно о новом постановлении Кабмина высказывается и ряд импортеров и экспедиторов. Следует отметить, что законопроект реформирования таможни, который касается не только Одесской области, но и Львовской, Закарпатской, Волынской, подан в Верховную Раду, но не рассмотрен до сих пор.

Живем по-новому - растаможиваем по-старому

Действительно, нововведения на украинской таможне вызвали волну критики со стороны бизнеса, который связан с растаможиванием товаров.
Так, к примеру, генеральный директор компании "АвтоКапитал" (официального представителя концерна Daimler AG в Украине) Ярослав Пригара сообщил, что им предложили увеличить таможенную стоимость ввозимых товаров. При этом импортер поставляет автомобили по прямым контрактам с производителями, то есть машины покупаются непосредственно на заводах. "Наперед приносим извинения за неудобства у своих клиентов. Соглашаться с этим заманчивым предложением не будем. Это уже дело принципа", - написал Пригара на своей странице в соцсети. Причем "АвтоКапитал" - не первый импортер, перед которым встала подобная проблема.
"Трудности начались уже в субботу, - рассказывает исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) Елена Деревянко. - С ними столкнулись в основном солидные компании, работающие по прямым контрактам и только "в белую". Много товаров "зависло" на таможне, по некоторой продукции, отгружаемой напрямую с производства, таможенники хотят завысить цены в два раза".
Глава наблюдательного совета группы "Октава Капитал" Александр Кардаков обращает внимание на еще одну неявную проблему новации. "Часто мы ввозим инновационное оборудование, не имеющее аналогов в Украине и ранее в страну не поставлявшееся, - рассказывает бизнесмен. - Кто, как и на каких основаниях будет рассчитывать индикативные цены для него и кто помешает таможеннику произвольно увеличить стоимость груза?". Таким образом, по его мнению, постановление не учитывает множество важных нюансов. Например, возможность, что при прямой покупке у производителя покупатель получает значительные скидки. Означает ли это, что таможенники заставят его доплатить за импорт оборудования соответственно среднерыночным ценам импорта?
Другой нюанс: комплектность поставляемого товара. Не факт, что таможенники смогут разобраться в этих деталях и просто не потребуют задекларировать максимально возможную стоимость, намекнув на возможность "договориться". Подтверждает появившиеся сложности бизнеса в связи с принятием постановления Кабмина и глава профсоюза экспедиторов Одесской области Виктор Берестенко. "На Одесской таможне предприниматели не могут оформить грузы по ценам, указанным в документе. При этом методика расчета индикативных цен непонятна и непрозрачна, а сама оценка груза по индикативам противоречит Таможенному кодексу. По закону это только вспомогательный параметр, который можно использовать, если другие позволяют заподозрить занижение таможенной стоимости", - говорит он.
По мнению главы профсоюза, подобные шаги правительства не ликвидировали контрабанду, а заблокировали легальный импорт и создали дополнительные коррупционные схемы на таможне. Более того, Берестенко предполагает, что само скандальное постановление готовилось заместителем начальника Одесской таможни Ларисой Арефьевой и советником главы ГФС Геннадием Романенко, который еще во времена президента Януковича руководил Киевской таможней.
"Формально решение оформлять или не оформлять груз решает таможенный инспектор. На практике же инспекторы подчиняются устным распоряжениям Ларисы Арефьевой. Именно она решает, какой груз и за сколько растаможивать. При этом обычные компании сейчас вынуждают это делать по завышенным ценам, а для "своих" вполне могут сделать исключения", - рассказывает Берестенко.
Он также предупреждает, что новое постановление с непрозрачными схемами оплаты в конечном итоге отразится на кармане простых граждан, поскольку предприниматели вынуждены будут поднять цены на товары, чтобы компенсировать непредвиденные расходы и завышенную стоимость растаможки

Контроль за потоками

Таможня - неиссякаемый источник наживы для каждой власти в Украине. Это и коррупция, и контрабанда. Как отмечают эксперты, коррупционные риски заложены в самих схемах работы украинской таможни, и без их изменений ситуацию улучшить не получится. Так, в частности, эксперт Института общественно-экономических исследований Юрий Федчишин подчеркивает, что для изменения практики работы таможенных органов нужно изменить принципы их функционирования.
"Индикаторами таких изменений должны быть изменения внутренних правил работы - субординация работников, порядок внутреннего документооборота, критерии для принятия решений служащими и критерии для оценки их деятельности. И изменения таможенного законодательства - порядок прохождения товаров, свобода таможни в принятии решений, возможности для направления товаров на дополнительный контроль и применения санкций. А неопределенность для предпринимателей порождает стимулы для коррупции".
После победы Революции достоинства ряд изменений все же удалось претворить в жизнь, но они носят несистемный характер и зачастую саботируются на самом верху. К примеру, экспедитор и координатор движения "Стоп коррупции на транспорте" Александр Захаров заявил, что постоянная борьба активистов уже принесла свои плоды: удалось сократить время досмотра грузов, предотвратить неправомерную плату за навязанные услуги. Речь идет об Одесской таможне.
"Только за последнее время мы сумели реально снизить время оформления машин. Более года назад в среднем на это уходило 30 часов. Сейчас - максимум полтора часа. Мы убедили руководство порта запускать машины не через "Евротерминал", где надо было платить 55 коррупционных долларов за навязанную сомнительную услугу - внесение автомобиля в базу данных этой частной компании", - говорит Захаров.
Вместе с тем далеко не все проблемы решены. За последние полтора года Одесская таможня поменяла уже более 9 начальников. В конце августа на официальной странице ГФС в Одесской области появилось сообщение об объявлении конкурса на должность очередного начальника таможни в регионе. В СМИ неоднократно появлялась информация о том, что таможню в Одесской области может возглавить и. о. заместителя председателя Одесской облгосадминистрации Юлия Марушевская. Она – креатура Саакашвили, который ведет активную деятельность в таможенных делах. Получив в управление всего лишь область, грузинский реформатор вынужден все свои преобразования согласовывать сверху, не имея реальной власти в корне менять ситуацию. Расстановка своих людей, в том числе на таком важном участке, как таможня, возможно, является попыткой переломить ситуацию хотя бы в отдельно взятом регионе. Что из этого получится – узнаем в недалеком будущем.
Елена Зигульская, специально для 112.ua
MDOffice

Свежие новости раздела