We are always
here to help

+38 (067) 504-20-79, +38 (044) 208-12-83

office@friedman.com.ua

Получитьконсультацию

Иностранная Украина

21.10.2014
27 сентября 2014 года вступил в силу закон Украины № 1636-VII "О создании свободной экономической зоны "Крым" и об особенности осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины". Многие официальные представители государства в комментариях к нему высказывались о том, что никогда не признают Крым неукраинской территорией, но в то же время нормы этого закона фактически устанавливают правила торговли с Крымом как с иностранным государством. 
День публикации закона выявился жарким: как для работников Херсонской таможни, так и для всех компаний, машины которых выстроились в очередь в попытке завезти товар на территорию Крыма. Так как новые правила ввоза вступили в силу в 00:00 27 сентября, практически никто не был готов к их исполнению. Таким образом, только за один день на въезде в Крым скопилось более 500 автомобилей. Все отправители и получатели грузов столкнулись с необходимостью декларирования товаров по всем правилам внешнеэкономической деятельности. Но для этого компания должна для начала иметь статус субъекта внешнеэкономической деятельности, получение которого само по себе занимает немало времени. Чтобы его получить, нужно по меньшей мере открыть валютные счета в банках и оформить аккредитацию в таможенных органах. 
Стоить отметить, что закон опубликовали как раз перед выходными, несмотря на то, что Президент подписал его еще 4 сентября. Неготовыми к применению новых норм законодательства оказались не только отправители и получатели грузов, но и таможенная служба, информационная система которой то и дело выдавала ошибки при заполнении граф электронной таможенной декларации, а инспекторы просто физически не успевали обрабатывать грузы. 
Статус оккупированного Крыма на законодательном уровне решили определить как свободную экономическую зону, сделав при этом ряд исключений. Так, СЭЗ "Крым" не распространяется на морскую экономическую зону Украины и на воздушное пространство над полуостровом. В пределах СЭЗ "Крым" также создается свободная таможенная зона, но тут еще больше исключений. Если в соответствии с Таможенным кодексом Украины товары, которые оформляются в режим свободной таможенной зоны, находятся под постоянным таможенным контролем, то в случае поставок в СЭЗ "Крым" этот контроль не осуществляется. 
Также полностью исключен пункт о прекращении действия данного режима, что автоматически делает его бессрочным. Данные исключения, по сути, приблизили поставки товаров на территорию Крыма и обратно к обычным экспортно-импортным операциям. Это подтверждается и необходимостью прохождения всех дополнительных видов контроля, таких как санитарно-эпидемиологический контроль, ветеринарно-санитарный, экологический и другие. 
Немного ясности внесло разъяснение Государственной фискальной службы, оформленное письмом N 5626/7/99-99-24-01-06-17 практически в день публикации закона. Конечно, данное письмо оставляет еще очень много вопросов, но в то же время оно помогло в кратчайшие сроки понять нюансы оформления деклараций и до 3 октября отпустить скопившееся автомобили. Главный вопрос, который взволновал субъектов внешнеэкономической деятельности в этом письме, это вопрос ограничения мест проведения таможенного оформления. В то время как Таможенный кодекс Украины предусматривает возможность оформлять товар на любом таможенном посту, письмо Государственной фискальной службы ограничивает места таможенного оформления товаров, следующих в Крым и обратно, двумя таможнями – Херсонской и Запорожской. 
Это вызвало справедливое возмущение компаний, торгующих с Крымом. Частично эти трудности решаются с помощью электронного декларирования, которое дает возможность подать декларацию в электронном виде с любой точки Украины. Но вот вопрос получения отметок дополнительных контролирующих органов все же нужно решать на местах. Учитывая, что нормы письма не соответствуют нормам Кодекса, все субъекты внешнеэкономической деятельности надеются на их скорую отмену. 
В то же время на один из самых острых вопросов так и не нашлось ответов. Четко не определено, как работать с предприятиями, которые зарегистрированы в Крыму по российскому законодательству? Сейчас наше государство просто не признает такие компании, так как по законам Украины Крым является ее частью, и там априори не может быть предприятий, зарегистрированных по правилам иностранных государств. Если сейчас в Крыму еще есть украинские компании, то со временем они либо будут уходить на материк, либо будут обязаны перерегистрироваться, так как испытывают огромное давление местной власти. 
Сейчас перемещение товаров через границу Крыма происходит по обычным договорам, которые этим Законом приравниваются к внешнеэкономическим, и по обычным товаротранспортным накладным вместо CMR. Но Россия заявляет о возможности введения полного таможенного контроля на границе Крыма и материковой Украины с 01 января 2015 года, что автоматически обяжет украинских поставщиков предоставлять документы международного образца. А они их попросту не смогут оформить, так как вся международная общественность считает Крым частью Украины. Но вполне возможно, что Россия не пойдет на этот шаг либо введет таможенный контроль в упрощенном режиме, потому что не в ее интересах остановка поставок товаров по единственному сухопутному пути в Крым от основного поставщика – Украины. 
Если в таможенной плоскости еще пытаются найти компромиссы в законодательных формулировках отношений между крымскими и украинскими субъектами, то в налоговой все предельно ясно. Согласно п. 5.3 закона № 1636, все физические и юридические лица, которые имеют налоговый адрес на территории Крыма, приравниваются в целях налогообложения к нерезидентам. Теперь любые доходы резидентов Украины, которые имеют источник происхождения с территории СЭЗ "Крым", должны облагаться налогом как иностранные доходы на общих основаниях, предусмотренных в Налоговом кодексе. 
В то же время любые доходы с источником происхождения в материковой Украине, которые выплачиваются в пользу крымских контрагентов, приравненных к нерезидентам, облагаются налогами по правилам, установленным для их выплаты за границу Украины (репатриации). Также новые нерезиденты, которыми стали все физические и юридические лица, зарегистрированные на территории СЭЗ "Крым", освобождены от уплаты всех общегосударственных налогов, включая НДС, налог на прибыль, акциз и экологический налог, а также от уплаты ЕСВ и сбора на обязательное государственное пенсионное страхование. Закон также автоматически аннулирует с 1 июня 2014 года налоговую регистрацию всех лиц, стоявших на учете в контролирующих органах Крыма и Севастополя по состоянию на 31 мая 2014 года. Возобновиться она может лишь в случае перемещения субъекта на материковую часть или в случае прекращения оккупации. 
Конечно, ситуация, в которую попало наше государство, очень сложная и в некоторой степени уникальная. Нам обязательно нужно приспосабливаться к жизни в условиях, когда часть страны находится в оккупации, и тут вряд ли помогут практики других государств, уж слишком особый случай с Крымом. То, что делаются хоть какие-то шаги по законодательному регулированию этой ситуации – это уже хорошо. 
Правда, пока эти шаги недостаточные и во многом противоречивы. Президент дал Кабинету министров 30 дней на принятие нормативно-правовых актов, которые выплывают из закона № 1636. Они либо внесут ясность в некоторые процедуры имплементации норм Закона, либо посеют еще большую смуту. Очень хочется надеяться на первое. Правильные ли методы регулирования отношений с оккупированной украинской территорией выбирает наше государство – покажет время. А, главное, время покажет, существуют ли вообще абсолютно правильные методы в такой ситуации. 
Дмитрий Лынник
МинПром

Свежие новости раздела