Авторынок — зеркало украинской экономики. Стагнация, девальвация, война и нестабильная политическая ситуация в стране и вот, по данным «Укравтопром», продажи новых легковых автомобилей в Украине упали за год упали на 54%, до 89 391 штук. В то же время, в Государственной фискальной службе заявляют о трехкратном падении поступлений в бюджет от автоимпорта, с 93 млн долл в 2013 году до 30 млн долл в этом году.
Недополучил Госбюджет денег не только из-за того, что автомобили в стране стали покупать, а значит и завозить, меньше, до 15% авторынка страны успешно работает в тени. От таких раскладов теряет деньги не только государство, но и «белые» импортеры. Решение пришло само собой — Государственная фискальная служба и Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров подписали меморандум о сотрудничестве.
«Суть меморандума — дать возможность бизнесу максимально быстро и прозрачно ввозить в Украину автомобили. В свою очередь, таможня реализует комплекс мер, чтобы не допустить ввоз автомобилей на территорию Украины с уклонением от уплаты необходимых налогов. Акцентирую внимание на том, что таможенные органы не устанавливают налоги и их ставки. Все регулируется законодательством», — прокомментировал документ заместитель главы Государственной фискальной службы Анатолий Макаренко.
Подписант документа с другой стороны — Генеральный директор ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко в беседе с корреспондентом. MIGnews.com ua, заявил:
«Мы ожидаем как раз восстановление автомобильного рынка. Ведь кроме политических и экономических проблем, у нас существует контрабанда, серый импорт, занижение таможенной стоимости. Мы считаем, что конкурировать надо честно. Если мы платим налоги, то мы не можем конкурировать с людьми, которые завозят автомобили с заниженной таможенной стоимостью, контрабандой, частичной или полной неуплатой налога. Поэтому мы и объединились с Государственной фискальной службой, чтобы бороться с этим. В меморандуме прописано сотрудничество в различных моментах. Мы предоставлять ГФС любую информацию. Мы имеем доступ к европейской базе данных, мы имеем доступ к заводам-изготовителям. Например, сегодня в таможенном кодексе первым пунктом оценки таможенной стоимости записано «оценка по документам». и можно таким образом показывать Mercedes или Maybach за 10 тыс долларов, при том, что реально эти машины стоят сотни тысяч. Поэтому мы будем также предоставлять информацию о реальной стоимости автомобиля, по коду кузова сказать кто его купил, по какой цене его приобрел гражданин и как он пытается обмануть государство. Мы благодарны, что ГФС согласилась с нами сотрудничать. Мы заинтересованы в честной уплате налогов и совместной борьбе с контрабандой. На сегодняшний день таможня прикрыла много серых схем, рынок автомобилей становится прозрачным. Все официальные импортеры работают по прямым контрактам».
При этом Украину продолжают снабжать Mercedesами с виргинских островов или других оффшоров. «Как это делается? Покупают авто по одной цене, потом, якобы продают ее оффшорной компании, которая затем якобы продает эту машину в Украине за копейки», — говорит Назаренко.
На сегодня в тени находится до 15% рынка автомобилей. Но еще три месяца назад это было 30%, а в прошлом году — 40%. «Сокращение теневого рынка — заслуга таможенной службы. Она перекрывает каналы серого импорта авто. В частности, еще при правительстве Азарова выдавались разрешения всяким гаражам на якобы производство автомобилей, я сам видел эти технические условия, некий документик какой-то фирмочке зарегистрированной на 5-м этаже хрущевки, на сборку Audi, Mercedes и BMW с капитально отремонтированных запчастей закупленных у населения . Причем в Audi, Mercedes и BMW даже не подозревали, что в Украине идет производство их авто. На самом деле детали и кузова завозились из-за границы. Все это в прошлом крышевали прокуроры, старые СБУшники. Теперь это все закрыто. И мы видим, как на Западе страны люди, которые этим занимались, недовольны, как они пишут на ГФС кляузы, шины жгут и заявляют, что им сломали бизнес», — заявил Назаренко.
В то дже время, иностранные компании-производители, а и сами импортеры надеются на стабилизацию ситуации в Украине и не спешат выходить с отечественного рынка. «Закрытие представительства тоже не проходит мгновенно. Если улучшения не будет, то иностранные компании выйдут с отечественного рынка, но, опять же это будет через год-два. Я сейчас могу с оптимизмом сказать, что, например, FIAT уже сообщил, что уходит с российского рынка из-за санкций, но в Украине пока остается. И на сегодняшний день ни один мировой производитель автомобилей не заявлял о намерении покинуть рынок Украины и не покинул рынок Украины», — заверил Назаренко.
Позже редакция MIGnews.com ua опубликует меморандум ВААИД и ГФС.
MDOffice
Свежие новости раздела