We are always
here to help

+38 (067) 402 15 78, +38 (044) 209 12 83

office@friedman.com.ua

Получить консультацию

Практика страхования грузов на условиях Инкотермс

Практически в каждой сделке с товарами требуется транспортировка грузов. В договорах купли-продажи достигаются соглашения об условиях поставки в товарообороте между продавцом и покупателем, а также об упаковке, финансировании, изготовлении документов, фрахте, несении затрат и рисков в страховании. Если все эти детали не должны быть индивидуально зафиксированы в договоре купли, то партнеры по сделке ради простоты применяют договорную формулу, являющуюся обычной для торговой практики (Trade Term). Такое соглашение называют еще оговоркой о поставке.
В отдельных оговорках урегулированы детали, обязательные для обеих сторон. Существует несколько видов оговорок, отличающихся друг от друга, поэтому покупатели и продавцы грузов условливаются о применении оговорок, действие которых им известно. Если участники договора купли-продажи не условились о каком-то способе (процедуре) поставки, то определяющим для приема и поставки товаров будет национальное законодательство. Иначе складываются взаимоотношения с иностранными партнерами. Поскольку национальные торговые обычаи в отдельных странах различаются, в судебных разбирательствах между двумя сторонами могут быть использованы оговорки о поставках, действующие для страны, в которой находится арбитражный суд.
Если партнеры по договору купли-продажи согласовали применение оговорки о поставке, то за этим последуют размышления о страховании, что зависит от выбранной оговорки о поставке. Чаще всего используются оговорки о поставке Инкотермс EXW, FOB, CIF и CIP.
По оговорке EXW риск переходит с продавца на покупателя после изготовления товара на заводе. В таком случае продавец в общем-то не заинтересован в страховании грузов, ведь покупатель уже взял риск на себя.
По оговорке о поставке FOB риск обычно переходит с пересечением грузами леерного ограждения судна в порту отгрузки. Таким образом, продавец должен нести риск во время предварительной транспортировки и возможного хранения в порту отгрузки.
Определения о страховой защите содержат только оговорки о поставке CIF и CIP. Продавец должен за свой счет заключить передаваемый полис страхования транспортировки грузов в размере стоимости товара плюс 10 % (ожидаемая прибыль). Как правило, по CIF объем страхового покрытия должен соответствовать так называемому покрытию all risks.
По CIP покупателю и продавцу следует согласовать объем покрытия страхования на транспорте. Если договоренности нет, продавцу придется покрыть только обычные, принятые в торговле риски страхования на транспорте, которые зависят от вида и восприимчивости грузов.
Независимо от того, какие оговорки о поставке выбраны и предусмотрена ли страховая защита в оговорке, по экономическим и правовым соображениям партнерам по договору лучше условиться, что один из них страхует всю транспортировку в свете предстоящего риска (от склада до склада).
Если заключается договор страхования грузов, то наступает серьезная перемена в отношении оценки риска. Страхователю не придется учитывать в своей деятельности величину, о которой он имеет смутное представление. Неопределенный риск превратится в определенную премию.
Достаточно часто страховщики в Украине, как и во всем мире, используют английские условия страхования грузов.
Эти условия страхования грузов предполагают три формы покрытия, из которых страховщик и страхователь выбирают одну:
  • форма покрытия А (all risks);
  • форма покрытия В;
  • форма покрытия С.
Форма покрытия А является страхованием от всех рисков. Она рекомендуется для грузов восприимчивых (машины, автомобили) и подверженных риску кражи (например, потребительские товары).
Форма покрытия В охватывает следующие страхуемые риски:
  1. огонь и взрыв;
  2. кораблекрушение, посадка на мель или перевертывание морского либо речного судна;
  3. опрокидывание или пуск под откос транспортного средства при наземной транспортировке;
  4. столкновение или касание судна либо другого транспортного средства другим предметом извне, исключая воду (лед при этом водой не считается);
  5. разгрузка груза в порту-убежище;
  6. выброс в море и пожертвование в случае общей аварии;
  7. землетрясение, извержение вулкана или удар молнии;
  8. смывание за борт;
  9. проникновение морской или речной воды в транспортное средство, контейнер либо место хранения;
  10. полная потеря всего груза при погрузке или разгрузке морских либо речных средств транспорта (следует учитывать, что ущербы от повреждения при загрузке и разгрузке одновременно не страхуются).
Названные страхуемые риски показывают, что эту форму покрытия можно рекомендовать только для определенных грузов и транспортных путей. Форма покрытия В является минимальным покрытием для грузов, восприимчивых к сырости, и для транспортных путей в/или через местности, подверженные риску землетрясения (Греция, Турция, Иран, западное побережье Южной Америки, Центральная Америка, Эфиопия и районы Восточной Африки, Пакистан, некоторые районы Узбекистана и Таджикистана, Япония, Филиппины).
По форме покрытия С страхуются только риски 1–6, приведенные для формы покрытия В. Эта ограниченная страховая защита используется, прежде всего, по желанию страхователя, когда предусмотрено, что экспортер или импортер должен получить страховую защиту в своей стране. Такое минимальное покрытие дополняется страхованием разницы в условиях и/или защитным страхованием до желаемого объема страхования, потому что существует немного грузов, для которых страхование по форме С будет достаточным (например, шрот, сырая руда).
Важно отметить, что во всех формах покрытия из страховой защиты исключаются следующие риски и ущербы:
вина страхователя или застрахованного;
  • обычная утечка жидкости, разница веса или размера (это исключение часто ограничивается при помощи безусловной франшизы);
  • бракованная или недостаточная упаковка либо подготовка грузов для транспортировки (это касается также и укладки груза в контейнеры страхователем или застрахованным);
  • ущербы, вызванные естественными свойствами грузов;
  • ущербы вследствие промедления;
  • ущербы, потери или затраты, возникшие потому, что владельцы судна, фрахтовщики или операторы не выполнили своих финансовых обязательств;
  • ущербы из-за военного и невоенного применения ядерного оружия;
  • ущербы, вызванные плохими мореходными качествами морского или речного судна, а также те, которые возникают из-за недостаточной пригодности судна, средства транспорта или контейнера;
  • ущербы из-за политических рисков (война, гражданская война, революция, забастовка, локаут, паника), а также актов насилия, террористических актов и других событий, возникающих по политическим мотивам.
Только в формах покрытия В и С из страховой защиты исключаются следующие риски и ущербы:
  • пиратство (этот риск может быть застрахован при выборе формы покрытия А или по индивидуальному соглашению со страховщиком);
  • все ущербы, умышленно нанесенные грузам, или разрушение грузов. Так, не страхуются поджог, самозатопление судна из-за оккупации или саботажа. Если выбирается не форма покрытия А, то эти риски могут быть включены в покрытие при условии соглашения со страховщиком и при оплате дополнительной премии.
В случае необходимости страхователь может застраховаться от рисков, которые обычно попадают под исключения:
  1. Страхование добавленной стоимости. Если в течение периода страхования из-за роста рыночных цен или падения валюты страхования увеличивается стоимость транспортируемых грузов, то нанесенный ущерб не будет покрываться первоначально согласованной страховой суммой. Подобному росту стоимости подвержены преимущественно грузы, которыми торгуют на бирже. Страхование добавленной стоимости возмещает разницу между первоначальной страховой суммой и возросшей страховой стоимостью.
  2. Во всех областях страхования военные риски в основном исключаются из страховой защиты. В транспортном страховании их можно включить в ограниченном объеме. Одновременное страхование рисков войны, гражданской войны и событий, аналогичных военным, возможно только при морских и воздушных перевозках в сообщении с иностранными государствами. Для транспортировок по суше и при хранении включить эти риски невозможно. Военное событие может в момент уничтожить все грузы на суше. Напротив, риски на море и в воздухе более обозримы из-за их обширности, и риск войны меньше.
  3. Риски забастовки, локаута, рабочих беспорядков, паники и прочих гражданских беспорядков можно застраховать на дополнительных условиях, по соглашению между страхователем и страховщиком.
  4. В определенном объеме могут быть включены в покрытие и риски, связанные с гражданским применением ядерной энергии. Если застрахованный груз является радиоактивным или расщепляющимся материалом, то требуются особые соглашения в отношении риска ядерной энергии.
Страховая защита включается с началом перевозки застрахованных грузов. Это тот момент времени, в который грузы погружены в месте отправления на средство наземного транспорта (например, грузовик). Сама погрузка не страхуется. Одновременно страхуются необходимые далее процессы погрузки и разгрузки. Определения о начале и окончании страховой защиты предусматривают временную протяженность, однако они не изменяют объема и соответствующей формы покрытия. При формах покрытия В и С страховщиком, как правило, не возмещаются ущербы от кражи и повреждения при погрузке и разгрузке. Страховая защита оканчивается при допущенной страхователем или застрахованным остановке грузов.
Особый интерес в страховании грузов представляет определение страховой стоимости. Обычно страховая стоимость составляется по следующей формуле:
общая торговая стоимость или общая стоимость грузов в месте отправления при начале страхования + затраты на страхование + затраты, возникающие до приема грузов заказчиком + окончательно уплаченный фрахт.
По особым соглашениям могут быть застрахованы:
  • таможенная пошлина;
  • фрахт и прочие затраты до места отправки;
  • ожидаемая прибыль.
Общая торговая стоимость – это стоимость, по которой грузы такого рода и свойства могут быть проданы по биржевой или рыночной цене.
Благоприятная цена, предоставленная один раз, – например, из коммерческих соображений – не может быть основой для страховой стоимости, поскольку в случае ущерба застрахованный не сможет купить товар по такой же благоприятной цене, и поэтому возмещение будет недостаточным. Для страховой стоимости вещей, бывших в употреблении, определяющей обычно является их фактическая стоимость. Если идет речь об использованных машинах и аппаратах, то в основу страховой стоимости закладывается восстановительная стоимость, так как при повреждении во время ремонта, как правило, не сделают вычета «новый за старый». К тому же расходы на зарплату при ремонте использованных машин больше, чем при ремонте новых.
Окончательно уплаченный фрахт – это сумма, которую следует уплатить по договору перевозки без учета исхода транспортировки.
Иначе дело обстоит с обычным фрахтом, который уплачивается, если грузы достигают места назначения.
Ожидаемая прибыль – это прибыль, которую покупатель груза в месте прибытия надеется получить по коммерческому расчету при помощи дальнейшей продажи, обработки или улучшения. Ожидаемая прибыль может быть застрахована только в пользу покупателя, поскольку прибыль, предполагаемая продавцом, уже была реализована заключением договора покупки и содержится в цене продажи. Обычно ожидаемая прибыль составляет 10 % страховой стоимости грузов.
В страховании транспортируемых грузов нет установленного страхового тарифа. Страховая премия зависит от объективных и субъективных условий, которые страховщик должен учитывать индивидуально.
Самыми важными объективными условиями являются:
  • вид товара и его упаковка (навалочные грузы или штучные, дешевые или дорогие, восприимчивые или не восприимчивые к повреждению, опасные или безопасные грузы);
  • средство транспортировки (транспортировка отдельными транспортными средствами подвергает грузы опасности повреждения в разной мере; риск при транспортировке на самолете меньше, чем при транспортировке по морю);
  • транспортные пути и продолжительность транспортировки (принимаются во внимание, например, такие факторы, как необходимость использования перегрузок и плохих дорог; особенности портов и стран, климатические условия и время года);
  • согласованный объем покрытия.
Субъективные факторы риска могут определяться как страхователем, так и застрахованным. Прежде всего, свой риск лучше может оценить страхователь. Сюда относится выбор фрахтовщиков, оптимальной для собственных грузов упаковки, хорошего погрузочного персонала, если погрузка осуществляется собственными силами страхователя. Субъективной является и вся область предупреждения ущерба, который значительно влияет на индивидуальную тарификацию страхования грузов страхователя.
Новости