We are always
here to help

+38 (067) 504 20 79, +38 (044) 209 12 83

office@friedman.com.ua

Получить консультацию

Что такое IRU

Автомобилями перевозится больше пассажиров и грузов, чем каким бы то ни было другим видом транспорта. Процветающая отрасль автотранспорта стимулирует развитие торговли, туризма, экономики и занятости населения. Автомобиль настолько вошел в нашу жизнь, что он воспринимается как нечто само собой разумеющееся. И вместе с тем благополучие этой отрасли остается важнейшим фактором мировой экономики.
Представителем этого важнейшего сектора является Всемирная Организация Автомобильного Транспорта (IRU).
IRU защищает интересы всей отрасли в целом независимо от того, идет ли речь о пассажирских или грузовых перевозках. Она представляет интересы всех транспортных операторов – перевозчиков автобусами, такси и грузовыми автомобилями. От имени своих членов IRU представляет эту отрасль во всех международных органах, решения которых влияют на ее деятельность и процветание. В результате такого сотрудничества с соответствующими международными правительственными организациями, IRU приобрела статус неотъемлемого и авторитетного партнера этих кругов благодаря своей способности представлять интересы автомобильного транспорта наиболее действенным и эффективным образом, содействуя претворению в жизнь законодательной роли правительств, как на национальном, так и на международном уровне.
Эта жизненно важная роль приобретет в будущем еще большее значение в связи с многочисленными экономическими, социальными и экологическими проблемами, с которыми сталкиваются правительства и отрасль автомобильных перевозок. Этот момент признал, в частности, и Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, который призвал ООН активнее развивать сотрудничество с частным сектором.
Процесс глобализации и экономического роста предъявляет к автотранспорту все более жесткие требования. По мере усиления зависимости от автотранспорта растет и внимание со стороны политических кругов и общественности к вопросам безопасности и экологическим параметрам этой отрасли. IRU и ее члены берут на себя решение этой задачи, применяя по своей инициативе более высокие технические стандарты и критерии управления по сравнению с теми, которые установлены действующими правилами.
IRU первой вышла с инициативой обеспечить надежность, экологическую чистоту, эффективность и экономичность автомобилей. IRU выступает за эффективное управление работой автопарков, за тщательное техобслуживание автомобилей и за нормальные условия работы водителей.
IRU служит интересам общества. Она стремится сделать дороги более безопасными и менее перегруженными и улучшить экологические параметры автомобилей в интересах мобильности пассажиров и грузов.
IRU поддерживает, в сотрудничестве со своими членами, тесные связи с компетентными национальными, межправительственными и неправительственными организациями. Такими организациями являются: Комитет по внутреннему транспорту ЕЭК ООН (КВТ ЕЭК ООН), Европейская Конференция ООН (ЕКМТ), Международная Федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), Координационное транспортное Совещание (КТС), Межгосударственный экономический Комитет Экономического Союза (МЭК) и др. От имени отрасли IRU влияет на разработку законов и правил в области автотранспорта, представляя свои консультативные заключения и рекомендации. Тесно сотрудничая с вышеперечисленными структурами в области транспорта, IRU занимает одно из важнейших мест, представляя собой цельную систему национальных автотранспортных ассоциаций из разных стран, одновременно, объединяя и координируя на международном уровне действия соответствующих организаций и национальных транспортных ассоциаций в целях осуществления максимально беспрепятственных международных грузоперевозок.
К числу наиболее важных задач относится унификация правил и упрощение процедур. Цель этой работы – дать перевозчикам возможность работать более эффективно и свести до минимума бюрократические процедуры. Поскольку перевозчики должны иметь равные рыночные возможности, IRU принимает незамедлительные меры в том случае, если выясняется, что какие-либо национальные законодательные положения носят дискриминационный характер по отношению к иностранным транспортным средствам.
IRU оказывает практические услуги, которые необходимы автотранспортной отрасли. Она выполняет функции международного гаранта системы книжек МДП (TIR), позволяющей грузовым автомобилям под таможенными печатями и пломбами, наложенными в месте отправления, пересекать все границы без проведения промежуточного контроля груза до прибытия в конечный пункт назначения.
IRU обеспечивает отрасль информационными услугами, касающимися изменений в области национального законодательства и международных нормативных документов, динамики экономических показателей работы транспорта, а также других жизненно важных вопросов. Эта информация включает данные о времени ожидания на многих европейских границах, в частности на тех из них, где движение в направлении стран Центральной и Восточной Европы и из них, а также транзитом по их территории сталкивается с серьезными трудностями.
Структура IRU
Учрежденная 23 марта 1948 года в Женеве, IRU объединяет две категории членов – действительные члены, каковыми являются профессиональные национальные организации, и ассоциированные члены, к числу которых относятся автозаводы, компании по комбинированным перевозкам и т.д.
Действительные члены IRU распределены по трем секциям:
  1. профессиональные перевозки пассажиров городскими автобусами, автобусами дальнего следования и такси,
  2. профессиональные перевозки грузов,
  3. перевозки за «собственный счет», т.е. автомобильные перевозки, осуществляемые коммерческими или промышленными предприятиями с помощью своих собственных транспортных средств.
Дирекционный Совет представляет собой общее собрание всех действительных и ассоциированных членов. Он проводит свои заседание два раза в год в целях принятия важнейших решений в области транспортной политики.
Президиум состоит из представителей всех трех Секций. На него возложена ответственность за общее руководство работой и финансовое управление IRU, а также за представление программных и других предложений Дирекционному совету.
Президент IRU является одновременно Председателем Дирекционного совета и Президиума. Срок его полномочий как и срок полномочий других его членов Президиума, составляет обычно два года.
Генеральный секретарь, которому помогает штат сотрудников в Женеве, Брюсселе, и в Москве отвечает за повседневное управление делами организации.
В составе IRU работают также международные комиссии и группы экспертов, которым поручено проводить исследовательскую работу и готовить предложения по специальным направлениям. К этим органам относятся следующие:
Комиссии:
  • по Центральной и Восточной Европе
  • по таможенным вопросам
  • по экономическим вопросам
  • по юридическим вопросам
  • по безопасности дорожного движения
  • по социальным вопросам
  • по услугам для перевозчиков
  • по техническим вопросам
Группы экспертов:
  • по перевозкам туристическими автобусами
  • по комбинированным перевозкам
  • по перевозкам опасных грузов
  • по информационной технологии и телекоммуникациям
  • по международной классификации туристических автобусов
  • по профессиональной подготовке
  • по связям с общественностью
  • по регулярным пассажирским перевозкам
  • по перевозкам такси и найму автомобилей с водителем
Имеются Представительства IRU в Брюсселе (при Европейском Союзе) и Москве (Россия и СНГ).
В соответствии со своим Уставом IRU проводит Всемирные конгрессы с интервалом в два года.
Основные направления деятельности IRU
IRU был основан свыше 50 лет назад по инициативе автодорожных и автотранспортных ассоциаций Бельгии, Франции, Великобритании, Норвегии, Нидерландов Швеции и Швейцарии и осуществляет с того времени следующие основные функции:
  • принимает меры по изучению и решению всех проблем, связанных с автомобильным транспортом, разрабатывает вопросы унификации и упрощения регламентаций, относящихся к дорожному движению, таможенным формальностям, контрактам на перевозки, дорожной безопасности;
  • работает над изучением и поиском практических путей решения проблем по таким вопросам, как пересечение государственных границ, либерализация разрешительной системы, сокращение или полная отмена налогов и сборов, совершенствование качества обслуживания клиентов, режим труда и отдыха водителей, выполняющих международные перевозки;
  • будучи представленным через национальные ассоциации на пяти континентах, координирует и поддерживает национальные мероприятия по развитию национального и международного автомобильного транспорта, представляет всех его членов перед государственными властями отдельных стран;
  • издает материалы справочного характера, обеспечивая, таким образом, транспортную отрасль информационными услугами, касающимися изменений в области национального законодательства и международных нормативных документов, динамики экономических показателей работы транспорта, включая информацию о жизненно важных вопросах для международных перевозчиков, а именно: время ожидания на многих европейских границах, в частности, на тех из них, где движение в направлении стран Центральной и Восточной Европы; регулярно выпускает справочники, содержащие данные о членах IRU , условиях выполнения международных автомобильных перевозок в странах-членах IRU, схемы международной сети автомобильных дорог и другие материалы, представляющие интерес для международных автомобильных перевозчиков;
  • поддерживает, в сотрудничестве со своими членами, тесные связи с компетентными национальными, межправительственными и неправительственными организациями; представляет свои консультативные заключения и рекомендации для внесения в разрабатываемые законы и правила в области автотранспорта;
  • поддерживает также связь с более чем 20 международными правительственными и неправительственными организациями, связанными с транспортом, среди них: Европейская Комиссия, Европейский Совет, Европейская Конференция министров транспорта (ЕКМТ), Международная организация труда (МОТ), Всемирная таможенная организация. Международная торговая палата (МТП), Международный Союз железных дорог (МСЖД), Международный институт частного права, Международное бюро перевозок, Международная Федерация ассоциаций (ФИАТА) и ряд других;
  • IRU является международным гарантом функционирования системы TIR-МДП (международные дорожные перевозки), которая предусматривает таможенную прозрачность при пересечении национальных границ транзитными грузоперевозчиками на международном транспорте в рамках, установленных таможенной Конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП;
  • занимается вопросами применения на практике Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принимая активное участие в рабочих органах Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН;
  • принимает активное участие в разработке Конвенций и Соглашений, касающихся вопросов автомобильного транспорта, в рабочих органах Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН;
  • IRU постоянно рассматривает вопросы безопасности, эффективности и экономичности транспортных средств; в частности предусмотрена система жесткого контроля за техническим состоянием транспортных средств, участвующих в международных перевозках по процедуре МДП.
Система МДП (TIR)
В процессе международных перевозок, когда груз пересекает территории и границы одного или нескольких государств, таможенные органы каждого из них применяют свои национальные системы контроля и процедуры. Эти системы различны в разных государствах, но нередко включают осмотр грузов на каждой границе и применение гарантийных требований (банковские гарантии, депозиты, таможенные закладные). Их цель — покрытие сумм пошлин и сборов в период транзита по территории каждой страны, в отношении которых существует риск их неуплаты. Такие меры, применяемые в каждой транзитной стране, связаны для перевозчика со значительными расходами, задержками и простоями в ходе транспортировки груза. Это приводит к большим очередям на пограничных переходах, «замораживанию» средств перевозчиков в виде гарантий, предоставляемых таможенным органам, и одновременно — увеличению продолжительности перевозки и её удорожанию.
Таможенные транзитные системы, к которым относится процедура МДП, предназначены для облегчения в максимально возможной степени международных перевозок грузов под таможенным контролем путем введения единых таможенных правил и применения таможенного документа единого образца на территории нескольких государств, и для обеспечения необходимой, с таможенной точки зрения, надежности и соответствующих гарантий для транзитных стран. Именно исходя из этого и была разработана система МДП, имеющая своей целью уменьшение трудностей, с которыми сталкиваются перевозчики. Одновременно она должна была дать таможенным органам международную систему контроля, которая могла бы заменить традиционные национальные процедуры и эффективно защитить при этом финансовые интересы каждого государства, по территории которого перевозятся грузы.
Книжка МДП, надлежащим образом заполненная и проштампованная таможней в момент наложения печатей и пломб на грузовое отделение, гарантирует сохранность груза по прибытии на каждый пограничных переход. Эта система, действующая приблизительно в 50 странах, предназначена для облегчения международных перевозок грузов. Она позволяет сократить задержки и формальности на пограничных переходах и исключает необходимость разгрузки грузов на каждой границе в целях таможенного досмотра, а также избежать уплаты значительных сумм в качестве гарантийного обеспечения таможенных пошлин и сборов. Первая Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП была разработана в 1959 году под эгидой ЕЭК ООН. В 1975 году в действие вступила новая Конвенция о смешанных перевозках. В течение всего этого времени IRU выполняет функции международного гаранта по системе МДП. Через свои национальные гарантийные объединения в каждой стране он выдает и контролирует все книжки МДП, которые подпадают под действие правил IRU и подлежат возвращению в его штаб-квартиру в целях их проверки. Для обеспечения надежности системы МДП и ее защиты от обманных действий со стороны международной организованной преступности IRU создает, по рекомендации административного комитета МДП, компьютерную систему контроля (Safetir), охватывающую 47 стран, применяющих процедуру МДП.
Высший орган Конвенции МДП — её Административный комитет, состоящий из представителей всех Договаривающихся сторон Конвенции. Ежегодно он проводит, как правило, два заседания под эгидой ЕЭК ООН для того, чтобы принять поправки к Конвенции и дать возможность компетентным государственным органам и международным орга­изациям обменяться мнениями по поводу использования системы МДП.
Работа Административного комитета организуется Рабочей группой по таможенным вопросам, связанным с транспортом (УУР.ЗО), которая проводит свои сессии два или три раза в год. В деятельности Рабочей группы могут принимать участие члены ООН и заинтересованные международные организации.
Рабочая группа принимает рекомендации по отдельным положениям Конвенции. Они не обязательны для выполнения всеми участниками Конвенции, однако очень важны для единообразного применения положений Конвенции.
Рабочей группой ЕЭК ООН была учреждена Контактная группа МДП — для организации консультаций между правительствами и заинтересованными неправительственными организациями для быстрого реагирования на проблемы, возникающие в процессе применения транзитного режима МДП, и выработки единообразного подхода в этой области на национальном уровне.
В 1999г. Договаривающиеся стороны Конвенции учредили Исполнительный совет МДП (ИСМДП). Цель его создания — способствовать развитию международного сотрудничества между таможенными органами в области применения Конвенции МДП и иметь в распоряжении межправительственный орган для контроля за применением процедуры МДП (на национальном и международном уровне) и оказания содействия в этой сфере.
Обязанности ИСМДП — контроль за централизованным изготовлением и распространением книжек МДП, функционированием международной системы гарантий и страхования и оказание содействия в обмене конфиденциальной информацией между таможенными и другими государственными органами.
а) Сфера действия системы МДП
Сфера действия системы МДП весьма обширна. На сегодняшний день 64 страны являются Договаривающимися Сторонами Конвенции МДП 1975 г. Она охватывает весь европейский регион и применяется в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке. Также её участниками являются ряд стран Северной Америки (США, Канада) и Южной Америки (Чили, Уругвай).
Об успехе системы МДП свидетельствует и количество книжек МДП (carnet TIR, или, по-русски, книжка МДП — контрольный документ на груз, перевозимый по процедуре МДП), выдаваемых ежегодно. Если в 1952 г. было выдано всего чуть более 3000 книжек, в 1960 г. их число достигло 100000, в 1970 г. — 800000, а в 1998 г. выдача достигла 2732900, а в 1999 г. — 2344000.
б) Принципы системы МДП
В основу функционирования процедуры МДП заложены 5 основополагающих принципов:
  • грузы должны перевозиться в надежных, с таможенной точки зрения, транспортных средствах или контейнерах;
  • пошлины и сборы, в отношении которых существует риск неуплаты, должны обеспечиваться международной гарантией на весь период перевозки;
  • груз должен сопровождать международно-признанный документ — книжка МДП, оформленная в стране отправления, являющейся участницей Конвенции МДП, и действительная в качестве контрольного документа в странах отправления, транзита и назначения;
  • меры таможенного контроля (наложение таможенных пломб, досмотр и пр.), осуществляемые в стране отправления, должны признаваться странами транзита и назначения;
  • допуск к системе МДП должен контролироваться уполномоченными национальными органами.
в) Книжка МДП
Наиболее важным элементом всей системы МДП является книжка МДП, которая представляет собой основной административный элемент системы МДП. В настоящий момент Всемирная организация автомобильного транспорта (IRU) выдает книжки МДП национальным гарантийным объединениям в соответствии с условиями, определенными в договорных обязательствах, подписанных национальными ассоциациями с IRU. В свою очередь, каждое гарантийное объединение выдает книжки МДП перевозчикам в своей стране в соответствии с условиями, определенными в договорных обязательствах, подписанных перевозчиком с объединением. Представление в таможенный орган книжки МДП, содержащей печати и подписи IRU и выдавшего её объединения, и должным образом заполненной перевозчиком, уже само по себе является доказательством существования и действительности гарантий.
Книжка МДП действительна до завершения операции МДП в таможне страны назначения, при условии, что она была открыта в таможне страны отправления в сроки, установленные выдавшим её объединением.
Грузы, перевозимые в соответствии с процедурой МДП в опломбированных дорожных транспортных средствах или контейнерах, обычно не досматриваются на промежуточных таможнях, в чем и заключается главное преимущество системы МДП для перевозчиков.
Разумеется, это не исключает права таможни проводить выборочные досмотры в тех случаях, когда имеются подозрения в каких-либо нарушениях, однако, как это понимается и даже указывается в Конвенции МДП, такие досмотры должны производиться в порядке исключения.
г) Сбой в работе системы на границе Восток-Запад
С переходом стран Центральной и Восточной Европы и новых независимых государств к рыночной экономике перевозки товаров между Востоком и Западом увеличились как в том, так и в другом направлении. Дорожная инфраструктура и таможенные контрольные пункты в настоящее время работают на пределе своих возможностей, а объем перевозок непрерывно возрастает. На многих пограничных пунктах время ожидания в среднем составляет 10-20 часов. В пиковые периоды время ожидания может достигать 80-90 часов. IRU стремится частично решить эту проблему на практике, публикуя ежедневные сообщения о времени ожидания на границах, которые передаются национальным ассоциациям в пределах всей Европы по электронной почте. Таким образом, предприятия могут информировать своих водителей о заторах в движении и соответствующим образом спланировать их маршруты. Эта информация собирается и передается в штаб-квартиру IRU в Женеве национальными ассоциациями в тесном контакте с таможенными органами.
Для освещения этой проблемы IRU направила съемочную группу на те пограничные переходы, где наблюдаются самые большие очереди. Результатом этой работы явилась съемка видеофильма под названием «Бумажный занавес», показывающий все тяготы, которые приходится переносить водителям, «застрявшим» на границе. Фильм сделан на французском, английском, немецком и русском языках. Два фрагмента из этого фильма были показаны по общеевропейским и национальным телеканалам.
Информационные услуги
Важное значение для перевозчиков имеет своевременная информация. Они должны знать национальное законодательство, которое начинает действовать на автотранспорте после пересечения ими границы. Они должны соблюдать национальные правила, регламентирующие вес и габариты автомобилей, запреты на движение ночью и в выходные дни, режимы налогообложения, таможенные формальности, ограничения скорости и требования, предъявляемые к водительским правам и соответствующим разрешениям. IRU собирает значительную часть этой нужной информации через свои национальные ассоциации и распространяет ее среди всех представителей отрасли автомобильного транспорта.
Пресс-релизы и подборки информационных материалов IRU позволяют ознакомиться с точкой зрения представителей этой отрасли по конкретным проблемам.
Каждые два года издается Справочник по международным автомобильным перевозкам. Данные, содержащиеся в этом Справочнике, включены также в систему электронного обмена данными IRU.
Показатели IRU, характеризующие работу автотранспорта, позволяют получить ориентировочную информацию, в разбивке по странам, об экономическом росте, числе грузовых автомобилей и объеме перевозок. За изменением этих показателей внимательно следят работники специализированной и экономической прессы, а также сами перевозчики, которые должны быть в курсе различных национальных тенденций, которые могут сказаться на их деятельности. IRU создала сервер во Всемирной межкомпьютерной сети, в который сразу же включается основная информация о его работе.
Действия при чрезвычайных обстоятельствах
В любой момент движение автотранспорта может быть нарушено в какой-либо в результате забастовки, демонстрации, блокирования дороги, необоснованных запретов на движение, какого-либо стихийного бедствия и т.д. В таких случаях IRU стремится оказать помощь в решении этих проблем, принимая меры на уровне ответственных лиц – независимо от того, идет ли речь о группах давления или об органах власти, в функцию которых входит обеспечение свободы передвижения. Влияние IRU позволяет ограничить масштабы и последствия этих проблем. IRU располагает также специальным фондом для оказания помощи в случае стихийных бедствий.
Правовая и административная помощь
Эксперты IRU принимают меры к тому, чтобы перевозчика, а также их официальные представители в любой ситуации знали свои права и обязанности, вытекающие из соответствующих международных конвенций. Международная сеть юристов оказывает помощь членам IRU и автотранспортным предприятиям в тех случаях, когда их водители в ходе перевозки сталкиваются с какой-либо проблемой, для решения которой необходима консультация или правовая помощь. Юристы, образующие сеть правовой поддержки IRU, оказывают услуги за соответствующую плату. IRU также оказывает помощь в ходе выполнения повседневных перевозок грузовыми автомобилями. В «Памятке по применению книжки» МДП, которая издана на нескольких языках, перечисляются основные виды контроля, которые должны быть выполнены водителем перед отправлением в международный рейс. Другая «Памятка по применению накладной CMR», касается международной накладной КДПГ/CMR, которая представляет собой основной документ, необходимый для международной перевозки грузов.
Забота о пассажирах
IRU не только защищает интересы своих членов — ассоциаций. Она также заботится о пассажирах городских и туристических автобусов и такси, тесно сотрудничает с гостиницами и турагентствами с целью обеспечить туристам такие услуги, которые они вправе ожидать.
Туристические автобусы
Международная классификация IRU туристических автобусов по качеству и комфорту с помощью системы звездочек основана на четырех-звездочной шкале в зависимости от технических критериев и показателей работы. Комитеты международной классификации IRU в 15 европейских странах выдают соответствующие сертификаты, подлежащие ежегодному подтверждению.
IRU поддерживает усилия по достижению соглашения между странами ЕС и Восточной Европы, которое допускало бы более гибкую систему движения туристических автобусов в Европе. Такое соглашение могло бы предусматривать соответствующие технические нормы надежности, безопасности и экологической чистоты.
Еще одна инициатива IRU в поддержку развития международного туризма заключается в разработке типовых контрактов для перевозчиков туристическими автобусами, охватывающих их соглашения с гостиницами и туристическими агентствами. Эти типовые контракты позволяют избежать разногласий между коммерческими партнерами, обеспечивая туристам возможность полностью оправдать затраченные ими деньги.
Когда члены IRU проинформировали ее о том, что муниципалитеты некоторых городов ввели ограничения на движение и стоянку туристических автобусов, она провела массово-просветительскую работу, обратившись к экипажам и пассажирам туристических автобусов, местным органам.
Такси
IRU призывает таксомоторные парки ввести в действие международную кредитную карточку, которая позволила бы пассажирам избежать проблем при оплате незнакомой валютой, когда они пользуются такси за границей. Еще одна задача заключается в создании единой и понятной структуры тарифов за проезд в такси для всей Европы в целом. IRU не забывает и о пассажирах-инвалидах; Европейская конференция министров транспорта приняла предложение IRU о включении в таксомоторные парки специально оборудованных транспортных средств для перевозки пассажиров-инвалидов.
Обеспечение безопасности дорожного движения
Проблемы безопасности представляют абсолютный приоритет для IRU и его членов во всех странах мира. Высокие нормы в этой области — это не только моральный долг, это – коммерческая выгода, поскольку от них зависит репутация отрасли в глазах и ее клиентуры, и общественности в целом. В целях снижения аварийности на транспорте нужны соответствующие технические стандарты на конструкцию, надежный, хорошо подготовленный персонал, грузовые автомобили в нормальном состоянии, на которых перевозятся надежно закрепленные грузы.
IRU делает все возможное, для того чтобы добиться от заводов-изготовителей и перевозчиков повышения мер безопасности дорожного движения. Она выступает за более совершенные технические нормы и эффективные методы техобслуживания автомобилей и обновления автопарков, а также за строгое соблюдение правил работы водителей и безопасность пассажиров автобусов и такси.
В работе IRU особое место занимает профессиональная подготовка. Программой IRU предусматривается использование мобильного подразделения по теоретической и практической подготовке водителей в Восточной Европе, которым приходиться работать в самых тяжелых и опасных условиях движения. Курс обучения безопасному стилю вождения и повышения информированности водителей включает видеокассеты, диапозитивы и текстовые материалы, предназначенные как для обучающихся, так и для инструкторов.
Каждый год IRU вручает водителям около 1000 дипломов приблизительно в 60 странах за длительную безаварийную работу. Раз в два года присуждается специальная премия водителю автобуса или грузовика за проявленное им мужество. Ежегодной премией отмечается также один из водителей такси за исключительные заслуги во время исполнения своих профессиональных обязанностей.
Защита окружающей среды
Ни один сектор не оказывает столь значительного влияния на устойчивое развитие, как автотранспорт. Все работники отрасли прекрасно осознают эту ответственность, о чем свидетельствует внимание, которое уделяет IRU охране окружающей среды.
Когда на Будапештском конгрессе в 1996 г. Члены IRU принимали Хартию IRU по устойчивому развитию, Генеральный секретарь встречи на высшем уровне «Планета Земля», состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро, Морис Стронг заявил следующее: «Ни один сектор не оказывает столь значительного влияния на устойчивое развитие, как автотранспорт». Все работники этой отрасли прекрасно осознают эту ответственность, о чем свидетельствует упор в работе IRU на высокий уровень охраны окружающей среды.
В Хартии IRU закрепляется обязательство IRU, его ассоциаций-членов и входящих в их состав перевозчиков проводить на автотранспорте работу в интересах устойчивого развития. Это обязательство относится к техобслуживанию автомобилей, их техническим характеристикам, методам вождения и профессиональной подготовки, снижению уровня выбросов загрязняющих веществ и потребления топлива. Политика в области защиты окружающей среды строится на поиске решений, позволяющих добиться улучшений в источнике – идет ли речь о снижении уровня шумности или выхлопных газов, об экономии топлива или о снижении перегруженности дорог.
Для IRU и его членов данная Хартия – это первый этап глобальной стратегии, цель которой – привлечь внимание к этой проблеме работников всей отрасли. Такой подход уже позволил добиться значительного сокращения уровня загрязнения посредством введения в эксплуатацию нового поколения автомобилей и повышения качества работы всех секторов автотранспорта.
Важнейшим элементом в этой работе является Кодекс поведения IRU, в котором излагаются наиболее эффективные методы по работы и практические меры по реализации Хартии работниками автотранспорта, в том числе посредством выполнения рекомендаций о совершенствовании систем логистики и стиля вождения или способов максимального снижения уровня выбросов и шума.
Хартия IRU призывает также своих партнеров — заводы-изготовители и правительства – разрабатывать новые технологии, позволяющие ограничить выбросы загрязняющих веществ посредством создания более экологически чистых автомобилей и строительства более совершенных объектов дорожной инфраструктуры.
IRU и международные органы
IRU является выразителем интересов автотранспортных предприятий на международном уровне.
Организация Объединенных наций
IRU пользуется консультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОС) ООН, который позволяет ему принимать активное участие в совещаниях региональных экономических и социальных комиссий для Африки, Азии и бассейна Тихого океана, Европы и Латинской Америки.
В рамках Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) IRU принимает активное участие в процессе разработки многочисленных международных соглашений и конвенций в области международных перевозок, которые в последствии открываются для ратификации во всем мире. Эти соглашения регламентируют также важные вопросы, как условия перевозок, транспортная документация, упрощение процедур таможенного транзита и пересечения границ, технические нормы, регламентирующие конструкцию и оборудование автотранспортных средств, правила дорожного движения, особые требования, предъявляемые к перевозкам скоропортящихся пищевых продуктов и опасных грузов, а также периоды вождения и отдыха водителей.
IRU представляет международный автомобильный транспорт и в других органах ООН, например, таких, как Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Международная организация труда (МОТ) и Международная морская организация (IMO).
Европейский Союз
IRU проводит постоянный обмен информацией и мнениями с различными учреждениями ЕС, которые занимаются решением транспортных вопросов, в том числе с Комиссией, Европейский парламентом, Советом, Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов. Ответственные сотрудники IRU и ее членов представляют интересы автомобильного транспорта в целом ряде официальных и неофициальных консультативных комитетов, учрежденных Комиссией ЕС, к числу которых относятся, в частности: паритетный комитет по автомобильным перевозкам (занимающийся социальными вопросами), консультативный комитет по таможенным вопросам и косвенному налогообложению, комитет по приведению законодательства ЕС в соответствие с требованиями технического прогресса, комитеты по координации работы в области туризма, статистики транспорта и других областях, специальные комитеты, например: спецгруппа высокого уровня по вопросам инфраструктуры, целевые группы по развитию смешанных перевозок, по телематике на автомобильном транспорте и по другим вопросам.
Кроме того, IRU внимательно следит за работой Европейского парламента в области транспорта и поддерживает тесные рабочие связи с его Комиссией по транспорту и туризму. Он также принимает участие в работе Организационного комитета Общеевропейской конференции по транспорту.
Ответственные работники IRU, в сотрудничестве со своими ассоциациями-членами, принимают активное участие в работе многочисленных международных правительственных организаций, к числу которых относятся, в частности:
  • Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)
  • Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ)
  • Европейская комиссия по туризму (ЕКТ)
  • Межгосударственный экономический комитет Содружества Независимых Государств
  • Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
  • Всемирный банк
  • Всемирная таможенная организация (ВТО)
  • Всемирная организация туризма (ВОТ)
  • Всемирная торговая организация (ВТО)
Международные специализированные организации
IRU поддерживает также тесные связи как на мировом уровне, так и на уровне ЕС с международными специализированными организациями, представляющими:
  • Специализированных перевозчиков (международные автобусные линии, рефрижераторные перевозки, перевозки предметов домашней обстановки)
  • Коммерческие предприятия (торговля, промышленность, гостиничное хозяйство, система ресторанов, турагентства, предприятия по перевозке контейнеров, экспедиторы, операторы комбинированных перевозок и т.д.
  • Социальных партнеров (профсоюзы и организации водителей)
  • Поставщиков (дорожно-строительные организации, автозаводы и т.д.)
  • Другие виды или секторы транспорта (воздушный, железнодорожный, речной общественный и др.)
  • Организации по безопасности дорожного движения, профессиональной подготовке и разработке технических стандартов и правовых норм.
IRU представляет, через национальные ассоциации, которые входят в состав ее членов, всю отрасль автотранспорта в целом во всех регионах мира. Она выражает интересы транспортных операторов – перевозчиков автобусами, такси и грузовыми автомобилями независимо от того, идет ли речь о предприятиях с крупным парком автомобилей или о владельцах одного-единственного транспортного средства. IRU выступает в защиту отрасли во всех международных органах, принимающих решения, которые могут оказать влияние на работу автотранспорта. Стремясь обеспечить применение самых жестких норм в сфере своей деятельности, она тем самым содействует снижению аварийности и улучшению экологических показателей автотранспорта. В числе практических услуг, которые она оказывает отрасли, IRU выступает в качестве гаранта международной системы МДП, которая позволяет грузовикам под таможенными печатями и пломбами пересекать границы без досмотра груза до прибытия на место назначения.
Выдвинутые в последнее время инициативы свидетельствуют об уникальной способности IRU представлять интересы автотранспорта на международном уровне, о чем свидетельствует ряд нижеследующих примеров:
  • IRU повела решительное контрнаступление против попыток Европейской комиссии поставить автомобильные перевозки в неблагоприятные условия путем введения дискриминационных мер в сфере налогообложения. IRU показала, что это приведет к подрыву конкурентоспособности транспортной отрасли в Европе и снижению уровня занятости, не решая при этом проблемы защиты окружающей среды.
  • IRU выступает против повышения цен на «евровиньетку» и против бездумного взимания дорожных сборов с грузовых автомобилей. IRU предпочитает решать задачу устойчивого развития с помощью кодекса наиболее эффективной практики и комплексной системы налогообложения всех пользователей дорог. Эту систему можно было бы применять на выборочной основе с целью стимулирования развития «экологически чистых» видов транспорта.
  • IRU вмешался и в том случае, когда ЕЭК ООН неожиданно решила, что грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы, должны быть оснащены определенным комплектом оборудования на случай ДТП — независимо от характера перевозимого ими груза. IRU полагает, что лучший способ повышения безопасности – это совершенствование профессиональной подготовки работников и предоставление перевозчикам возможности самим определять потребности в оборудовании в каждом конкретном случае.
  • Когда французские водители грузовиков перекрыли в 1996 году все основные автомобильные дороги страны, парализовав международные перевозки, IRU тут же предложила правительству Франции и Европейской Комиссии целый ряд решений по восстановлению движения транспорта. Она также потребовала выплатить компенсацию перевозчикам, пострадавшим в результате блокирования дорог.
  • Торговля в туристических городах слишком часто задыхается в результате введения чрезмерных ограничений на движение и стоянку туристических автобусов. При поддержке гостиничного сектора и индустрии туризма IRU провела компанию с целью добиться от правительств и местных органов обязательства по выделению мест парковок и надлежащих маршрутов для автобусов.
  • IRU создала свою Академию. Для работников автотранспорта разработана специальная учебная программа по таким темам, как организация работы автопарков, защита окружающей среды, законодательная база автотранспорта и техника безопасности.
  • IRU выступает за принятие более жестких требований в области безопасности пассажирских перевозок по сравнению с действующими в настоящее время в ЕС. IRU ставит под сомнение надежность ремней безопасности с двумя точками крепления и рекомендует провести более углубленные исследования по созданию альтернативного ремня безопасности с тремя точками крепления.
Новости