We are always
here to help

+38 (067) 504 20 79, +38 (044) 209 12 83

office@friedman.com.ua

Получить консультацию

С чего начинается таможня

Общее количество документов разрешительного характера , которые выдаются другими (не таможней) органами власти и является основанием для таможенного оформления товаров, — 35 (по состоянию на 25.11.13, действующий перечень приведен в приложении к письму Миндоходов от 25.11.13 № 25140/7/99-99-24-01-10-17) . Разумеется, сразу все это количество документов получать не нужно, поскольку они предусмотрены для перемещения через границу тех или иных товаров. Обычно общее количество документов разрешительного характера при таможенном оформлении составляет не более 3.
Количество обязательных документов, требуемых таможней, составляет всего 4, а именно:
  • Таможенная декларация.
  • Товарно-транспортный документ на  перевозку  (железнодорожная накладная,  авианакладная, коносамент, CMR, прочие.
  • Внешнеэкономический договор (контракт) или другой документ, используемый в международной практике вместо договора (контракта).
  • Счет (Invoice) или другой документ, который определяет стоимость товара.
В зависимости от избранного таможенного режима применения тех или иных таможенных процедур, таможенная служба может требовать еще несколько документов Обычно при импорте требуется оформить не более 4 дополнительных документов, а при экспорте не более 2.
Но некоторые разрешительные документы желательно, а в некоторых случаях необходимо, получать до момента пересечения товаром границы Украины . В противном случае товар либо не будет пропущен через границу , или его придется размещать на таможенном лицензионном складе (далее — ТЛС) или складе временного хранения (далее — СВХ) , потом получать необходимое разрешение, а это дополнительные, прямо говоря, весьма ощутимые расходы на простой транспорта и за складское хранение.
Разумеется, желательно большинство документов разрешительного характера получить до пересечения товаром границы, но обязательно необходимо предварительно проверить, какие именно необходимы документы, в первую очередь среди тех , что приведены ниже.
Лицензирование и квотирование
Прежде всего необходимо убедиться, что ваш товар не подпадает под действие нетарифных ограничений, а именно лицензирование (ограничения в стоимостном выражении) или квотирование (ограничение по физическому объему). То есть при лицензировании рассматривается и требует согласования государством цена товара, а при квотировании установлены количественные (тонны, караты и т.д.) ограничения на ввоз / вывоз товаров.
Перечень товаров, подпадающих под эти ограничения, утверждается Кабинетом Министров Украины ежегодно.
Большинство этих нетарифных ограничений касается экспорта украинских товаров в страны ЕС и США, они внедрены Украиной добровольно в обмен на отказ этих стран в сфере антидемпинговых санкций (введение дополнительных видов ввозной пошлины — антидемпинговой, специальной или компенсационной, а также количественных ограничений). Чаще всего это продукция черной металлургии (металлопрокат, профили, прутки ). Довольно большой перечень продукции химической промышленности (как экспорт, так и импорт) подпадает под лицензирование в результате присоединения Украины к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль , 16.09.81 г.).
Большинство товаров, подлежащих лицензированию при импорте, — это продукция, которая в достаточном количестве производится в Украине, и ее демпинговый импорт может представлять угрозу для отечественных производителей, прежде всего в сельском хозяйстве.
На экспорт общие нетарифные ограничения установлены на ограниченный перечень товаров, которые пользуются спросом в Украине.
Синтезом нетарифных и тарифных ограничений является лицензирование сельскохозяйственной продукции из Македонии в пределах тарифной квоты. С Республикой Македония заключено Соглашение о свободной торговле (Скопье , 18.01.2001 г.), согласно которой товары освобождаются от уплаты ввозной и вывозной пошлины во взаимной торговле. С целью защиты отечественных производителей Македония, как и Украина, имеет мощный сельскохозяйственный сектор для товаров 01 — 24 группы Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (далее — ГС), т.е. для продукции сельского хозяйства, установлены взаимные тарифные квоты.
Товар по согласованной цене (лицензирование) может ввозиться без уплаты ввозной пошлины, но общий объем беспошлинного ввоза товара ограничен по количеству (тарифной квоте). Если товар импортируется без предоставления льгот в рамках соглашения о свободной торговле (вне тарифной квоты), он не подлежит лицензированию. Выдает лицензии и распределяет квоты Министерство экономического развития и торговли Украины, в некоторых случаях указанных в постановлении, по согласованию с другими органами власти (НБУ , Минпромполитики , Минприроды , Минфином и другими).
Специальные санкции
Законом «О внешнеэкономической деятельности» предусмотрена возможность применения к отечественным и иностранным субъектам предпринимательской деятельности специальных санкций в виде индивидуального режима лицензирования внешнеэкономической деятельности или ее временной остановки.
Порядок применения специальных санкций и их отмена или приостановление определяется Положением о порядке применения к субъектам внешнеэкономической деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности специальных санкций.
Санкции применяются по представлению органов государственной налоговой и контрольно-ревизионной служб, таможенных, правоохранительных органов, Антимонопольного комитета Украины, Государственного комитета финансового мониторинга, Национального банка Украины или по решению суда.
Основанием для применения санкций является нарушение субъектом предпринимательской деятельности положений Закона «О внешнеэкономической деятельности» и связанных с ним законов Украины, в частности в случае нарушения валютного, таможенного, налогового, другого законодательства, устанавливающего запреты, ограничения или определенный порядок осуществления внешнеэкономических операций, и в случае проведения ими действий, которые могут повредить интересам национальной экономической безопасности.
В подавляющем большинстве санкции применяются за нарушение валютного законодательства, то есть невозврата в Украину валютной выручки или товаров в случае авансовых платежей по импорту.
Часто санкции применяются за незначительные суммы, которые могут возникнуть, как в результате неучета курсовой разницы, так и в результате разного рода несистемных ошибок хозяйственной деятельности .
Главным недостатком является то, что информация о применении санкций приходится к украинским субъектам предпринимательской деятельности через областные государственные администрации (Управление внешнеэкономических связей или Управление экономики облгосадминистрации), то есть в лучшем случае через несколько недель. Информация о применении санкций к иностранным субъектам предпринимательской деятельности никому не передается (разумеется, кроме задействованных в процессе контроля органов исполнительной власти). То есть вы получили товар, а таможня на основании соответствующего приказа Минэкономики о применении санкций к вам или к иностранному контрагенту вполне законно отказывает в проведении таможенного оформления. Разумеется, это простой, штрафные санкции, упущенная прибыль и т.д.
Поэтому в обязательном порядке необходимо проверить наличие примененных специальных санкций к себе и к своим иностранным контрагентам. Сделать это можно через Минэкономики или таможенную службу.
Если санкции применены, необходимо либо получить разовую (индивидуальную) лицензию на каждую отдельную поставку или обратиться с просьбой о временном приостановлении действия санкции, или сразу выходить с ходатайством об отмене санкции.
Обращаем внимание , что в случае когда необходимо отмена санкций , предприниматель должен обращаться не в Минэкономики, а в орган, по представлению которого санкции были наложены.
Товары военного, двойного и специального назначения
Один из самых опасных аспектов при перемещении товаров. Часто предприниматели и не подозревают, что покупают или продают товары, имеющие двойное назначение, могут использоваться как специальные технические средства и, соответственно, на их передачу требуется разрешение.
Значительное количество заводов которые выпускают или выпускали продукцию военного назначения, производят конверсионную продукцию, часто сконструированную на базе военной техники. Особенно это касается специальных транспортных средств, таких как автоцистерны для перевозки топлива и опасных веществ, аварийно — спасательные машины и машины для буксировки .
Непредставление заключения уполномоченного органа о принадлежности или непринадлежности товара к военной, двойного назначения или специальной техники является нарушением таможенных правил, которое будет классифицироваться как непредставление документов, необходимых для таможенного оформления, если товар не подпадает под контроль, или как попытка переместить товар с сокрытием от таможенного контроля, если товар является подконтрольным.
В этом случае, не зависимо от его стоимости, будет рассматриваться вопрос о наличии признаков уголовного преступления — контрабанды.
Новости